Этико-догматический трактат Ахмада ал-Йамани
«Вафк ал-мурад» книга ученого богослова из Гази-Кумуха
Ахмад ал-Йамани
Кто эта личность - Ахмад с арабской фамилией?
Ахмад ибн Ибрагим ибн Мухаммад ал-Газимуки ад-Дагистани ал-Хасани аш-Шафии (ум. В 1450г.) – крупный религиозный деятель, «укрепитель» ислама в Дагестане.
Сведения о жизни и деятельности Ахмада ал-Йамани носят фрагментарный характер. Он был преподавателем (мударрис) и судьей (хакам) в ал-Джами ал-Азхар («Светозарнейшая соборная мечеть»), старейшей мечети и учебном заведении Египта, крупном оплоте юридически-богословских дисциплин и арабской филологии на Ближнем Востоке. Как повествует запись на полях рукописи, впоследствии «по приказу халифа посланника Аллаhа… он прибыл в вилайат Гумик (Кумух), где начал проповедовать Ислам. Он прибыл сюда, завоевал много селений этой области, обосновался там, установил там справедливость, распространил различные науки. Он сочинил здесь (книгу) «Вафк ал-Мурад» («Соответствие предмету желаний»).
Дагестанский ученый из Дургели (ум. в 1935г.) дает новые биографические данные о жизни Ахмада ал-Йамани: «Когда же (халиф) задумал завоевать вилайат Гумик (Кумух), его селения и окрестные земли, он послал Ахмада имамом в вилайат Гумик. Здесь он написал книги «Зад ал-ахира», «Вафк ал-Мурад» и «Муджмал».
Скончался Ахмад ал-Йамани в 1450г., похоронен в Кумухе. Из названых выше сочинений до нас дошло лишь одно, а именно «Вафк ал-Мурад». Сохранилось оно в составе сборной рукописи, хранящейся в Фонде арабских рукописей, законченной перепиской сыном Али, сыном Мухаммеда «из селения Зерехгерани» в 905/1500г.
«Вафк ал-Мурад»
Рукопись состоит из двух отдельных сочинений:
Первое – хадисы, т.е. рассказы о делах, поступках, высказываниях пророка Мухаммада [саллаллагьу алейгьи ва саллям];
Второе – «Вафк ал-мурад» Ахмада ал-Йамани (копия, возможно, с автографа). Это трактат по сулуку, т.е. по системе норм нравственного поведения мусульманина, о минимуме сведений, необходимых верующему. В нём имеются разделы: о чтении Корана и сунны; о молитвах, их категориях; о соблюдении порядка и обязательства совершения намаза; о правилах, приличествующих при входе в мечеть и выходе из неё, при входе в здание и выходе из него; об Азане и Икамате (призыв к молитве); о поведении в пятничный день; празднествах; лунных затмениях; о молении о ниспослания дождя; о помолвке, посещении больного; о посте, посещении могил; обычаи и правила, связанные с путешествием, военным выступлением, о еде, питье и т.д.
Перед нами этико-догматический трактат, призванный укрепить позиции Ислама и Шариата в Дагестане. Ряд сведений позволяет предположить, что «Вафк ал-мурад» был написан около 1443 г. в Кумухе.
Интерес к сочинению ал-Йамани был значителен. В 847/1448 г. Он был переписан в Багдаде с автографа, в следующем году состоялось «чтение» книги под руководством самого автора. В середине XVII в. известный дагестанский ученый Шабан из селения Обода (ум. 1667 г.) сделал копию с рукописи, переписанной в свою очередь с автографа. В 1998г. археологическая экспедиция Института ИАЭ обнаружила часть списка (78 л.), переписанную по ряду признаков в XIX в.
Можно отследить, что основная работа по переписке рукописей производилась в медресе. Первые в мусульманском мире медресе возникли в городах Мавераннахр и Хорасан. Самое раннее известие относится к медресе Бухары – в 937 г. это медресе сгорело во время пожара. Постепенно медресе стали строить во многих городах мусульманского мира.
Медресе «ан-Низамия»
В 1064-1066 гг. Низам ал-Мулк, могущественный везир при Сельджуках, построил медресе в Багдаде. Это медресе Багдада, названное по имени его основателя ан-Низамия, «стало тем образцом, на который равнялись арабские медресе XI в. и более поздних веков».
Медресе с библиотеками Низам ал-Мулк основал в ряде крупных городов Сельджукской империи в 70-90-х годах XI в. (Балх, Нишапур, Герат, Исфахан, Басра, Мерв, Амуль, Мосул, Джазират ибн Умар); медресе такого типа распространилось со временем по всему арабо-мусульманскому Востоку.
Из книги «Дагестанские святыни» стр.138, ИД «Эпоха», Ред.совет: Х.А. Амирханов, Г.М. Гамзатов, А.Р. Шихсаидов.