Намаз и омовение

Совершение пяти обязательных намазов является самым высокочтимым и основным видом поклонения Аллагьу.

Намаз и омовение
Намаз и омовение

Поклоняться Аллагьу – значит жить по правилам и нормам, переданным Всевышним Аллагьом человечеству через Своих посланников. После произнесения формулы шахады, означающей принятие Единобожия, каждый совершеннолетний и умственно полноценный человек обязан выполнять определенные предписания, которые возложил на него Всевышний Аллагь.

I Условия малого омовения.

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды;

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела;

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды;

4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей.


II Обязательные действия (арканы) омовения.
Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:

1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица;

2. Мытьё лица;

3. Мытьё обеих рук, включая локти;

4. Поглаживание головы намоченными руками (масху);

5. Мытьё обеих ног, включая лодыжки;

6. Соблюдение вышеприведённой последовательности исполнения арканов омовения.

Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу. Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно.


III Условия намаза.

1. Нахождение мусульманина в состоянии ритуальной чистоты, то есть, иметь частичное (вузу) и полное (гусль) омовение;

2. Соблюдение чистоты тела, одежды и места, где совершается намаз от наджасы (наджаса-нечистоты, определённые шариатом таковыми);

3.Укрытие ‘аврата (‘аврат – часть тела человека, которая по шариату должна быть укрыта одеждой);

4. Совершение каждого намаза в определённый для него промежуток времени. Соблюдение времени намаза;

5. Определение Киблы при совершении намаза (Кибла – направление в сторону Каабы).

Эти условия являются обязательными, и при невыполнении хоть одного из них намаз не засчитывается.


IV Количество ракаатов в пяти обязательных намазах.

1. Утренний - 2 ракаата;

2. Обеденный - 4 ракаата;

3. Послеобеденный - 4 ракаата;

4. Вечерний - 3 ракаата;

5. Ночной - 4 ракаата.


V «Кунут» Махдина.

В утреннем намазе во втором ракаате после поднятия с поясного поклона желательно читать малитву Махдина:

«Аллагьуммагьдини фиман гьадайт, ва аьфини фиман аьфайт, ва таваллани фиман таваллайт, ва барик ли фима аътIайт. Вa кьини бирахIматика шарра ма кьазайт, фаиннака такьзи валя юкьза аьляйк. Вa иннагьу ля язиллю ман валайт, ва ля яиззу ман аьдайт. Табаракта Раббана ва тааьляйт. Фалакаль-хIамду аьла ма кьазайт.  Астагъфирука ва атубу илайк. Ва саллаЛлагьу Тааьла ва саллама аьла хайри халкьигьи МухIаммадин ва аьля алигьи ва асхIабигьи ажмаин. Рабби-гъфир ва-рхIам ва анта хайру-р-рахIимин».


VI Обязательные составные части намаза.

1. Намерение. Чтобы намерение считалось действительным необходимо соблюдать следующие его условия: 1) обязательно сердцем выразить намерение выполнить намаз; 2) указать в нем, что совершаете обязательный (фарз) намаз; 3) указать какой именно намаз совершаете (утренний, полуденный, послеполуденный и т.п.). Намерение делается во время произнесения вступительного такбира;

2. Произнесение такбира «Аллаhу акбар» для вступления в намаз с намерением в сердце. Условия: произносить такбир нужно стоя (кроме тех случаев, когда разрешается не стоять), соблюдая как положено все правила произношения и не изменяя при этом ни одной буквы, произнося правильно долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы;

3. Стояние выпрямившись (это условие касается только тех, кто физически может стоять. А как совершать намаз тому, кто не может стоять, мы рассмотрим ниже);

4. Чтение суры «Аль-Фатиха» стоя. Ее обязательно читать так, чтобы сам слышал чтение. Также обязательно соблюдать все правила чтения (таджвид) и произносить буквы без искажений: произносить как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавлять и не убавлять ни одной буквы. Чтению суры «Аль-Фатиха» необходимо учиться непосредственно из уст компетентного учителя;

5. Совершение поясного поклона (руку‘) так, чтобы ладони обеих рук упирались в чашки колен. В этой позе обязательно нужно задержаться на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субханаллаh»). При этом поклон не должен быть совершенным с другой целью, кроме как для исполнения обязательной составной части (руку‘) намаза. Например, если наклониться оттого, что кто-то толкнул, этот поклон нельзя считать поясным, следует сначала подняться, а потом совершить поклон;

6. Выпрямление после поясного поклона (и‘тидаль) в исходное положение «стоя» и задержка в этой позе на некоторое время. При этом намерение должно заключаться в выпрямлении только для выполнения обязательного действия (и‘тидаль) намаза;

7. Совершение дважды земного поклона (суджуд), прижавшись лбом к полу (коврику), и задержка в этом положении на некоторое время. Между лбом и полом не должно быть никаких преград, например, волос, головного убора, платка и т. п. Пола должны касаться часть ладоней обеих рук, часть обоих колен, нижняя часть пальцев ног (пальцы направлены в сторону Киблы) и хотя бы часть лба (при этом вес головы давит на лоб). Таз должен быть выше плеч, и земной поклон не должен быть совершен, кроме как для исполнения обязательной составной части (суджуд) намаза;

8. Сидение между двумя земными поклонами, выпрямив при этом туловище, и задержка в такой позе на некоторое время. Намерение должно заключаться в поднятии с земного поклона и сидении только для намаза, без иных целей;

9. Сидение для чтения последнего «Ат-Тахийят», выпрямив при этом туловище, и нахождение в этой позе до конца чтения обязательного «Ат-Тахийят». Сидение опять-таки должно быть совершено только для исполнения составной части намаза;

10. Чтение в последнем ракаате намаза обязательного «Ат-Тахийят» с соблюдением всех правил чтения и произношения звуков: произнося как положено долгие и краткие гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Чтению «Ат-Тахийят» также необходимо научиться у компетентного учителя;

11. Чтение «Салавата» Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) после последнего «Ат-Тахийят», соблюдая все правила произношения;

12. Произнесение заключительного «Саляма» один раз словами «Ас-Саляму ‘аляйкум»;

13. Соблюдение последовательности исполнения вышеуказанных двенадцати арканов.