О дагестанских ученых

Дагестанские ученые, Ученые - наследники пророков и маяки, которые освещают души народа.

О дагестанских ученых
О дагестанских ученых

Дагестанские ученые

Саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни

Ученые - наследники пророков и маяки, которые освещают души народа . Они - основа веры, они разрушают тропинки невежества. Посланник (Аллаха) - мир ему - сказал: «Преимущество ученого над (простым) поклоняющимся подобно моему преимуществу над простым (смертным) из вас. Без ученых у народов исчезли бы религии, и люди остались бы растерянными в делах веры.

Я здесь перечислю ученых каждого аула в отдельности, о которых я знал, известных своими знаниями и усердием в вере, уважением к ним (со стороны) имама и народа и не (столь) известных также. Среди известных (были):

Мухаджир Мухаммеднаби из Ахты. Он поселился в урочище мухаджиров Чур в земле Курах. Затем имам пригласил его к себе и назначил в селение Дарго преподавателем (мударрис) мутаалимов и помощником сельского кадия Талхата из Буцры. В Анди (жили) глубокий ученый Мусалав из Гоноха и старец Салих из Гагатля. А из малоизвестных - Али из Кижани, его имам назначил управляющим земель и пахотных участков казны (бейт ал мал). Сурхай из Анди, он был кадием селения Чанку, и другие.

В селениях Гумбета (Гунбит): Уцуми из Мехельты, сначала он был муфтием в Мехельте, затем, после перехода Шамиля из Чечни (в Дагестан) был назначен наибом над гумбетовскими селениями вместо известного наиба Мухаммедали из Мехельты. Там же были известные ученые Шамхал из Аргвани, являвшийся некоторое время наибом в Аухе, Мухаммед из Ингушетии и Даудхаджияв из Цилитмы.

Среди незнаменитых (были): Мусалав из Сиуха, наиб Абакардибир из Аргвани, наиб Кади и кади Муртазали - (оба) из Ичичали, друг имама дервиш Нурмухаммед из Инхо и другие.

Из известных (были) в селении Муни большой учитель сына имама Газимухаммеда Абдуссалам, сын упомянутого ученого Большого (Старший) Мухаммеда, также (являвшегося) учителем Газимухаммеда; Маленький (Младший) Мухаммед, прозванный «Исуфуль Мухаммед», (тоже) учитель сына имама. В селении Ансалта (жил) ученый мухаджир Абакар сын Раацуали из Газикумуха. В селении Гигатль - наиб Хаджардибир и его сын Дибирасулав, который среди учащихся моего времени выделялся большими способностями. В селении Акнада, (одном) из селении Цунта - Абдулваххаб - переписчик книг имама в Дарго. (Там же жил) известный в Дагестане ученый, пользовавшийся большим уважением, особенно у Шамиля, преемник больших ученых и праведников - Курбанали, по прозвищу «Загадав» из Хварши, (одного) из селений Цунты. Его учеником был известный законовед (факих) ученый наиб Селимдибир Багулалский из Хуштады, павший в боях (мучеником) с русскими; наиб Закарийнал Хаджияв из Хуштады; ученый законовед Алидибир из Хуштады, кадий Гокоды; учитель сына имама, павший мучеником наиб Шамхалдибир из Хелетлери.

В селении Карата (жили) ученый Даудилаз из Караты; покойный Газиявдибир; мухаджир преклонного возраста Таймасхандибир из Чиркея, пользовавшийся авторитетом у Шамиля и его сына: мой ученый гость (кунак), известный в Дагестане законовед, упомянутый выше Мухаммед, сын Саида из Игали; ученый законовед, грамматик Курбанали из Ашильты, сын Абдуллаха: ученый-филолог, знаток морфологии Хаджиали из Унцукуля, учитель сына Шамиля; ученый-законовед ал-Хаджихусейн из Унцукуля, ученый-законовед, мой учитель Алигалбац из Куллы, в мое время он был мутааллимом у вышеупомянутого ученого Газиявдибира из Тлондоды, затем был назначен кадием в селении Гагатль, (одном) из селений (общества) Анди.

Среди известных в Аварии (ученых были): мой учитель законовед Мухаммед из Гортколо, кади хунзахский; ученый-законовед кадий ахальчинский, а из малоизвестных законоведов - Кебеддибир из Гортколо, Кебеддибир из Ободы, законовед Амирхамзат из Гацалухи мой кунак, друг имама с начала джихада, наиб Мухаммед из Тануси, старец Нурмухаммед из Сиуха; глубокий ученый-законовед Лачинилав из Хариколо, учитель имама Шамиля. В селении Тукита (жили) учитель старшего сына Шамиля Дибирмухаммед и его брат Нурмухаммед.

В селениях (общества) Гидатль (были) двое совершенных, сведущих во всех науках ученых - Муртазаали из Урады и муфтий в Гидатле вольноотпущенник Мухаммедамин.

В ауле Буцра (жил) Мудунасулдибнр из Буцры, законовед в селении Могох - известный ученый-грамматик Атанас и ученый Алидибир из Могоха, Кади из селения Уркачи.

В Гимры - Муртузаали, дибир Гимры и его кадий; остроумный ученик Маллахусейн из Гимры, будущий ученый. В селении Аракани - законовед Хаджидада, сын известнейшего из дагестанских ученых, наиболее сообразительного и искуснейшего из них во всех науках Саида-эфенди из Аракани и два совершенных законоведа Мухаммед и Кебеддибир.

В селении Кудутль - известный законовед Мухаммед из Кудутля и остроумный ученый-логик, друг имама, но (ныне) покойный Махахаджияв из Кудутля; из мухаджиров в Гергебильской крепости (был) ученый-суфий наиб Абакархаджн из Акуши.

В селении Голотль кадием (был) Шабан, он же являлся управляющим сборами бейтулмала (бейтал-мал). В селениях [общества] Карах - суфий Мухаммедтахир из Цулд ы, самый безупречный из наших ученых [по части] знаний и деяний, самый набожный, самый богобоязненный, самый далекий от взяток, самый справедливый в решениях, за что его очень любил Шамиль. Раньше он учительствовал у Даниял-султана из Илису. Исключительная его набожность [проявлялась] в том, что он не принимал даже того, что выделял ему имам из казны (бейтулмала).

Почтенными законоведами из земли (Караха) [были]: Омарилмухаммед, Дибирхаджияв и его сын Хаджияв из Гоноха, ученый, благочестивый Хаджиабдурахман из Тляроша; ученый набожный мудир Кебедмухаммед из Телетля, о котором говорилось выше; ученый Мухаммедамин по прозвищу Асиялав из Гонода, который возглавил движение Шамиля в Абадзехе и Шапсуге.

История  Мухаммедамина, по прозвищу Асиялав, из Гонода и что сказал про него шейх Джамалуддин

Вот коротко его история. От населения Абадзеха к Шамилю начали поступать тайные письма, где просили прислать к ним надежного человека, который возглавил бы их, к кому можно было бы обращаться со своими делами. Шамиль на своем совете обсудил вопрос, кого послать и кто достоин такого важного назначения. Каждый из присутствовавших называл полюбившегося ему человека из своих друзей, зная, что это в его интересах. Мухаммедамин в это время писал письма для имама, и Шамиль хотел послать его, считая, что он достоен управлять.Тогда секретарь Шамиля Амирхан из Чиркея выступил: «Что же получит население Абадзеха от Асиялава. Он ученый человек и искренний мюрид, но не воин». Тогда мой отец сказал: целесообразно (как раз) его послать, так как он истинно набожный человек, он не посрамит его, [Всевышнего Аллаха] никогда, напротив сделает его человеком совершенным во (всех) делах.

Мнение Шамиля и моего отца совпали, и Шамиль послал его. Мухаммедамин, как известно, достиг больших успехов в подчинении себе непослушных из черкесов, но через великие трудности.

Однажды Мухаммедамин отправил имаму письмо вместе с подарками ему от имени (турецкого) султана Абдулмаджида, (состоявшими) из двух орденов, усыпанных бриллиантами, знамени и коврика для намаза (от имени) матери султана. Коврик был из чистой белой шерсти, на нем были вытканы кувшин для воды, тазик и фонтан бьющейся воды золотой струей.

Шамиль подарил этот коврик своей жене Захидат, нашей родной сестре, однако ни разу этот коврик не был использован для молитвы, так как в нашей вере нежелательны для намаза коврики с рисунками. Я даже не понимаю, как мать султана совершала намаз на таком коврике, зная все это. Правда, это разрешается женщинам, так как большинство нарядных одежд допустимо для них в нашей вере, а для мужчин - нет. В письме Асиялава после долгих слов говорилось, что в его распоряжении двести тысяч бойцов.

В селении Ругуджа из ученых был мой верный кунак Ахмеддибир.

В селении Бацада - известный законовед наиб Курбанилмухаммед и Газимухаммед из Бацады; последний был учителем Даниял-султана из Илису.

В селении Чох - авторитетный законовед Ахмеддибир из Чоха, мюрид накшбандийского тариката.

В селении Согратль из известных ученых и набожных людей были: Хаджи Абдурахман, поклоняющийся, благочестивый, чистый; его сын Хаджимухаммед; наш верный кунак добросовестный кадий Ахмед ученый старец Ибрахимдибир; ученый Оцомар, что по-аварски означает  Омар-бык, ему дали такое прозвище за чрезмерную волосатость; ученый Хаджияссул Омар, да будет доволен им Аллах; ученый-законовед кадий Мухаммед, прозванный на их языке Кантаравдибиром, а значение (кантарав) - могучий, у него был грубый голос потому и получил такое прозвище. Помимо этих ученых были и менее значительные ученые, мы воздерживаемся от их (перечисления) из-за их многочисленности.

Селение Согратль - родник ученых, благочестивых, поклоняющихся, смельчаков, ювелиров, потомственных кузнецов. В Дагестане во всех этих делах нет селения, равного ему.

В селении Шанги, из (общества) Мукор жил популярный законовед Шамилав, а в селении Бухта - Мухаммедамин. Вышеназванных крупных ученых я лично знал и неоднократно видел; я знал их положение, их характер, они жили в мое время.

Одни из них были известны своей ученостью, деятельностью и происхождением; другие - без последнего (качества, но все) они были столпами веры, как горы являются опорой земли. Для народа они подобно зрячему,(являвшемуся поводырем) слепого; они были предводителями, как пастух в стаде, они были (божьей) милостью для народа, словно дождь для растений; они были их предводителями и светом, их верой, их святыми.

Имам любил их и уважал, - большего и желать нельзя, - так как Всевышний Аллах и его посланник предпочли многим из творений и дали им знания. Если бы не они, не было бы дагестанских имамов, ни сабли, ни защитников веры, (именно) благодаря им положение мусульман улучшалось или же ухудшалось; они стали и недугом и, лекарством.

Ученых в Чечне мало, они редки, так как мало кто занимается наукой. Из их ученых я знаю только следующих известных людей: Атабая, высланного ныне в Россию; Абдулкадира; кадия Мустафу [он же] муфтий области (вилайат) Ичкери; Омара из Цамтари; старшину (раис) из Ведено; кадия Алимирзу из Сунжи и других.

Что касается ведущих дагестанских ученых и правоведов, тексты и сочинения которых я видел или читал (отдельные) выражения, (то это): популярный, превосходный ученый Мухаммад сын Мусы из Кудутля, его ученик Мухаммед из Убра Казикумухского округа, хаджи Абубакар из Аймаки, известный, сведущий [ученый]; его внук Саидэфенди из Аракани;  Дамадан из Мегеба; Курбанали из Ахальчи; Нурмухаммед - кадий Аварский (из Хунзаха), убитый вместе с аварскими эмирами (нуцалами) воинами Гамзатбека; Ша'бан из Ободы; Таталав из Караты; Мусалав из Хуштады; Али из Анди; Бугалдибир из Хиндаха, Хаджиали из Аргвани; Салман из Тлоха, Махдимухаммед из Согратля; Махдимухаммед из Караха; великий Хасан Старшин из Кудали; Юсуф из Салты, Гитинасулав из Кудади, слепой Омар из Кудали; Абдулатиф из Чоха; хаджи Ибрахим из Урады, Хадис из Мачады; хаджи Абубакар из Шугини; Харда из Арчиба; Мухаммед из Ходота; Джафар из Харады; Тахир из Гитляба; Мусатил Мухаммед и Кебед из Аракани; Дарха из Урады.

После смерти этих ученых последующие, которых я видел, явились их наследниками. Аллах устанавливает преемственность от всего ушедшего к настоящему и будущему до конца миров.

Книга: «‎Абдурахман из Газикумуха. «Книга воспоминаний»‎, Дагестанский научный центр РАН. Институт истории, археологии и этнографии, Махачкала 1997г. стр 79.

P.S.

От себя хотелось бы добавить. Дорогие братья и сестры Вы только посмотрите, сколько алимов у нас в Дагестане было и есть, по сей день, какое наследство они оставили для нас! Ма шаа Аллагь, альхlамдулилллагь. Да будет ими доволен Всевышний Аллагь и да не лишит нас Аллагь бараката этих алимов. Амин!