Памятники Гази-Кумуха

Историческое наследие лакцев

Памятники Гази-Кумуха
Памятники Кумуха

Докладная записка о создании историко-архитектурного охранного комплекса в с. Гази-Кумух Лакского района РД

Селение Гази-Кумух в настоящее время  является административным центром Лакского района РД. Однако, исторически   Гази-Кумух был центром крупных государственных образований Дагестана (шамхалата, а со второй половины XVII в. ханства), объединявшими под своей властью, в разное время значительные территории, населенные кроме лакцев и другими народами Дагестана.

Этот населенный пункт, известен в исторических документах как столица государства, по меньшей мере со второй половины IX в. н.э. и, соответственно является древнейшим поселением Нагорного Дагестана, и одним из древнейших центров  исламской культуры на территории Российской Федерации.

Гази-Кумух упоминается в ряде средневековых исторических источников. Историческая хроника «Дербенд-наме» сообщает под 115 годом хиджры (733-734 г.) о назначении в Кумух (Гумик) правителя арабским полководцем Масламой. Гумик также упоминается у аль-Балазури (вторая половина IX в). Ал-Масуди (Х в.) писал о владении (мулк) Гумик, жители которого «не подчиняются никакому царю, но имеют собственных правителей, а ибн Русте сообщает о замке называемом ал-Ал (Алал?)-ва-Гумик.

В «Истории Ширвана и Дербенда» это владение упоминается в связи с событиями 1064 года, когда «гумикские неверные напали на селения ал-Баба, убили многих мусульман и разграбили их имущество». Следующее по времени сообщение о Кумухе датируется началом XII в. В историческом сочинении Масуда ибн Намдара, приводятся документы, говорящие о наличие в это время межгосударственных контактов между Ширваном и Гумиком.

Согласно сведениям исторической хроники «Тарих Дагестан», в начале ХIV в. среди земель, плативших поземельный налог кумухскому шамхалу, помимо лакских, был также ряд аварских, даргинских, лезгинских и кумыкских земель. С конца ХV в. шамхал Гази-Кумуха носит почетный титул «вали Дагестана», который имеет авторитет и прерогативу улаживать конфликты между различными обществами в нагорной части Дагестана. В течение XVI-XVII веков отмечено продолжение территориального  роста государства Гази-Кумухских шамхалов, ряд документов (эпиграфических надписей) отмечает подчинение некоторых обществ Внутреннего Дагестана (напр. Рича и Акуша) политической власти Гази-Кумуха. 

От эпохи средневековья и нового времени, времени правления династий шамхалов и ханов в городе Гази-Кумухе остался целый ряд памятников погребальной и культовой архитектуры.

Могила Гази-Мандала (первая четверть Х в.)

Могила Гази-Мандала расположена в старинном гази-кумухском квартале «Цувади». Впервые этот памятник упоминается в 1894 г. статье А. М. Алиханова-Аварского в «Тифлисском листке». Позднее, текст эпитафии и статья о Гази-Мандала опубликован дагестанским ученым А. Каяевым. Впоследствии текст эпитафии был издан М. С. Саидовым и А. Р. Шихсаидовым.

Могила Гази-Мандала (первая четверть Х в.)

Могила Гази-Мандала (первая четверть Х в.)

Текст эпитафии гласит: «Это камень ал-Мандалы б. Абдаллаха. Пал шахидом в 311 году». Собственно надмогильный камень датируется первой четвертью Х века н.э. (311 г. х. = 21.IV.923 – 8.IV.924 г). Это самый ранний сохранившийся памятник исламской культуры в Нагорном Дагестане.

В связи с тем, что надмогильный памятник Гази-Мандалы в результате тысячелетнего природного воздействия был поврежден, житель Гази-Кумуха Ахмед Бугаев с целью сохранения надписи перенес текст эпитафии на новый, прочный камень и установил его на месте прежнего. Исходный надмогильный камень он вложил в стену возведенного зиярата.    

Этот погребальный памятник, несмотря на свою значительную культурно-историческую значимость, до настоящего времени, также не внесен в реестр объектов культурного наследия.

Могила Гази-Калантара (конец ХI-начало ХII века)

Могила Гази-Калантара находится в старинном в гази-кумухском квартале «Гъурнал-ал». Эпитафию на его надмогильном камне и ее перевод опубликовал Л. И. Лавров. Текст эпитафии на надмогильном камне гласит: «Это могила защитника религии и распространителя ислама Калантара».

Могила Гази-Калантара (конец ХI-начало ХII века)

Могила Гази-Калантара (конец ХI-начало ХII века)

Сведения о личности Гази-Калантара имеются в одном из списков «Тарих-Дагестан» и «Материалах по истории лаков» А. Каяева. Хроника "Тарих Дагестан" связывает с именем Калантара сына султана Хайдара  исламизацию Лакии и сопредельных территорий Дагестана и воцарение в Гази-Кумухе шамхальской династии.

Али Каяев, в статье «Гази-Калантар бин султан Хайдар» приводит ряд  дополнительных сведений об этой легендарной личности. Он пишет, что Гази-Калантар был сельджуком, который прибыл в Лакию на рубеже ХI-ХII в., для исламизации дагестанских земель. Он совершил множество газийских походов и исламизировал большую часть лаков, а также частично  даргинцев и аварцев.

Могила Гази-Каландара

До и после реставрации. Могила Гази-Калантара

К сожалению, несмотря на очевидную ценность этого памятника, датируемого началом ХII вв., он до настоящего времени не внесён в реестр объектов культурного наследия.

Кладбище шамхалов (симирдалов [1])

(Объект охраны культурного наследия. Статус региональный).

Кладбище шамхалов (феодальных правителей Гази-Кумухского шамхальства) расположено на южной окраине сел. Гази-Кумух. Кладбище имеет небольшой уклон рельефа с запада на восток. Территория кладбища разделена на две части - южную и западную. В южной части кладбища захоронены представители шамхальского рода. Стелы, воздвигнутые на могилах представителей этого рода, представляют собой плоские каменные плиты до 2 м высотой, и около 70 см шириной. Западная и восточные (лицевая и реверсная) плоскости стел украшены высеченными орнаментами и надписями.

На лицевой (западной) стороне стел высечена эмблема, указывающая на принадлежность погребенного к роду шамхалов. Эмблема представляет собой центральный символ (розетка) каплевидной формы, по обе стороны которой, иногда расположены розетки в виде цветков. На лицевом фасе памятников  выгравированы надписи на арабском языке с именем покойного и датой его смерти, а также дополнительные надписи исторического и религиозного содержания.

На шамхальском кладбище в Гази-Кумухе настоящее время визуально идентифицируется 35 стел, датируемых преимущественно поздним периодом существования шамхальства (ХVI-ХVII вв.). Очевидно, что их количество в Гази-Кумухе должнобыть большим, и они с значительной долей вероятности представляют собой в настоящее время археологические объекты, находящиеся ниже современного почвенного слоя.  

Впервые шамхальское кладбище в Гази-Кумухе было описано известным ученым Али Каяевым в 30-е годы ХХ века. Но его исследование  по причине ареста и высылки ученого за пределы Дагестана в 1935-1943гг.  осталось не опубликованным.

Следующим исследователем кладбища шамхалов Гази-Кумуха был  петербургский кавказовед  и этнограф Л. И. Лавров В исследовании «Эпиграфические памятники Северного Кавказа он отмечает, что у современных отечественных историков сложилось неправильное представление, будто шамхалы это исконно кумыкская по происхождению династия, издревле имевшая свою резиденцию в Тарках. Это недоразумение стало очевидным после того, как в 1951г. Л. И. Лавров исследовал семейный  некрополь  шамхалов XVI-XVII вв. в лакском селении Гази-Кумух.

Открытие этого кладбища доказывает, что центром шамхальства до середины XVII в. были не Тарки, а Гази-Кумух. Этот факт объясняет многое, казавшееся непонятным в истории Дагестана. В частности стало ясным, почему шамхала, выступавшего против Тимура в 1396 г., персидские источники называют не тарковским или кумыкским, а гази-кумухским; почему в XV в. кайтаки, не опасаясь шамхала, свободно грабили проезжих у самых стен  поселения Тарки; почему не в Тарках, а в Кумухе сохранились старинные памятники дагестанской архитектуры (замок, известный с ХIII века и две мечети, принадлежащие к числу древнейших в Дагестане); почему не Тарки, а Кумух в старину привлекал к себе всякого рода строителей, ремесленников разных специальностей, торговцев, религиозных проповедников и т.д.

[1] Старинные лакские социальные термины «симирдал» и «цумучу» употреблялись в значении «правители» (множественное число си-ми-рдал и цим-и-рдал); цуму-сса «благородный, знатный». Об этимологии этих терминов см. Каяев А. А. Лакский язык и история. Энциклопедический словарь. М. 2006. С. 358-359; Абдуллаев И. Х. Междагестанские и межкавказские языковые контакты. Историко-этимологические, ареальные и ономастические исследования. Махачкала. 2015. С. 209-215. 

Надмогильные камни шамхальского типа

О существовании этих надмогильных камней на шамхальском кладбище впервые сообщил Али Каяев, он же снял копии с эпитафий с этих камней, которые хранятся в Рукописном фонде Института ИЯЛ.

  1. 889/1484-1485 г. – «паломник обеих святынь» Умар, сын Ахмада.
  2. 960/1552-1553 с именем Мирза, сын Йакуба.
  3. 962/1554-1555 г. с именем Сурхая, сына Хаджжи Мамма.
  4. 974/1566-1567 г. на могиле шамхала Сурхая, сына Умал Мухаммада.
  5. 973/1565-1566 г. с именем Бахтум-Меседу, дочери Ахмад-хана.
  6. 974/1566-1567 г. – на могиле Будай-шамхала.
  7. 978/1570-1571 г. с именем Хасана, сына Али.
  8. 979/ 1571-1572 г. с именем Сурхай-шамхала, сына Будай-шамхала.
  9. 1007/1598-1599 г. с именем кади ал-кудат Мухаммада.
  10. 1018/1609-1610 г. с именем Мамма, сына Сурхая.
  11. 103/ 1620-1630 г. на могиле Меседу, дочери…
  12. 1045/ 1635-1636 г. с именем Мухаммада, И. си сына Сурхая.
  13. 1045/1635-1636 г. на могиле Илдар-шамхала.
  14. 1050/ 1640-1641 г. с именем Сурхай-шамхала, сына Алибека.
  15. 1051/ 1641-1642 г. с именем Меседу, дочери Сурхай-шамхала.
  16. Без даты – с именем Али-бека, сына Будай-шамхала.
  17. Без даты – с именем Сурхай-шамхала, сына …
  18. Без даты (отмечена только тысяча) – с именем Мухаммада Б. ци, сына Сурхая.
  19. Без даты, с упоминанием имени Умал Мухаммада, сына Уцуми.
  20. Без даты, с именем Уцуми, сына Уцуми.
  21. Без даты, с именем Бахтум Меседу.
  22. Без даты, с именем Хан-зад, дочери Шамхала.
  23. Без даты, с именем Меседу, дочери Али-бека.
  24. Без даты, с именем Сурхай Султана,сына С. т. Мухаммада.
  25. 1120/ 1708-1709 г. с именем Махди, сына…
  26. 1154/1741-1742 г. с именем Султан, сын Шакука, сын Султана.

Могила (зиярат) шейха Хаджи-Абакара

Помимо шамхальских погребений на этом кладбище также находился зиярат известного шейха Хаджи-Абакара. Этот памятник культурного наследия был уничтожен в 30-е годы XX в. Непосредственно в месте его расположения была проложена дорога, ведущая к молочно-товарной ферме Кумухского колхоза им. С. Габиева.

О могиле (зиярате) Хаджи-Абакара, Али Каяев писал следующее: «Рядом с кладбищем симирдалов находился зиярат [шейха] Хаджи-Абакара. Во время засухи, когда не шли дожди, мужчины джамаата Гази-Кумуха посещали этот зиярат, где обращались с мольбами к Всевышнему с просьбой о ниспослании дождя.

В 1877 году, во время восстания в Дагестане, один из его предводителей, Фатали-бека (выходец из рода гази-кумухских ханов), отправляясь к местам боевых действий завещал похоронить его не на родовом ханском кладбище, а рядом с могилой шейха Хаджи-Абакара. Когда Фатали-бек пал в сражении на левашинских полях, его тело, согласно завещанию, привезли в Гази-Кумух и похоронили рядом с могилой Хаджи-Абакара».

Могила Фатали-бека

Надмогильный камень Фатали-бека был обнаружен волонтерами культурно-исторического Фонда  им. Али Каяева и установлен на месте его нахождения. 

Сведения об Фатали-беке содержатся в рукописной работе Али Каяева «История восстания 1877 года в Дагестане и Чечне»: «Фатали-бек уроженец сел. Гази-Кумух. Выходец из рода лакских ханов - является сыном Башир-бека, который был двоюродным братом последнего правителя Лакии Аглар-хана. Башир-бек вместе с семьей бежал к имаму Шамилю. Имам назначил его своим наибом.

Однако Фатали-бек вернулся в Гази-Кумух и стал нукером Аглар-хана. После пленения Шамиля русские власти пожаловали ему офицерский чин. Он был назначен наибом Вицхинского, а затем Мукаркинского магалов Гази-Кумухского округа. Незадолго до восстания Фатали-бек по инициативе начальника Лакского округа полковника Чембера за самоуправные действия был смещен с поста наиба. Чуть позже было отправлено распоряжение губернатора об его аресте. Во время восстания 1877 г. Фатали-бек встал на сторону повстанцев.

Отправляясь на театр боевых действий, и предчувствуя, что не вернется живым, он завещал чтобы его похоронили не на родовом (ханском) кладбище, а рядом с почитаемой могилой ученого и шейха Хаджи-Абакара. Фатали-бек пал в сражении под Левашами. Оставшиеся без командования отряды восставших были разбиты».

Западная часть шамхальского кладбища

На западной части шамхальского кладбища, на которой находилась колхозная молочно-товарная ферма, были также расположены могилы представителей рода наследственных кадиев Гази-Кумухского Шамхалата и некоторых известных ученых.

Могила шейха Хаджи Мухий ад-Дина

В западной части шамхальского кладбища находилась могила родоначальника династии наследственных кадиев Шамхалата шейха Хаджи Мухий-Дина.

Это был шейх, известный ученый и активный религиозный деятель второй половины ХIV века. В архиве Али Каяева сохранился подлинный документ, принадлежащий руке потомка шейха Хаджи Мухий ад -Дина, кади Зивуд ад-Дина, в котором дан перечень доходов шамхалов, хьириб-шамхалов и кадиев Шамхалата. Перечень бенефициаров отражает общественно-политическую организацию Шамхалата в конце ХV-начала ХVII века.

Могила и зиярат исламского ученого Али ал-Гумуки

В западной части шамхальского кладбища находилась могила известного исламского ученого Али ал-Гумуки (Али аль-Кабир), который умер в 1528 году. Из его сочинений до наших дней дошли  «Аль-Мухтасар», «Дурар ал-азкар», «Варир ал-зафар», в которых  в популярном изложении излагались  принципы догматики ислама, комментировались хадисы, излагались нормы исламской морали.

В трактате «Аль-Мухтасар» были также рассмотрены  принципы  исламского права и вопросы суфизма. В настоящее время «Аль-Мухтасар» это один из самых распространенных арабоязычных трактатов в Дагестане.

В начале 30-х годов зиярат Али ал Гумуки (Али аль-Кабир) был еще в полной сохранности, но в годы советской «культурной революции» его постигла та же участь, что и сотни других культурно-исторических мест Дагестана: могила и зиярат Али аль Гумуки были разрушены до основания, а его надмогильный камень был разбит и оставшиеся части были использованы при возведении стен колхозной молочно-товарной фермы.

Могила и зиярат Мухаммада аль-Гумуки

В западной части кладбища симирдалов находилась могила и зиярат известного исламского ученого и просветителя ХVI века Мухаммада аль Гумуки. Его работы пользовались широкой популярностью среди богословов и верующих Северного Кавказа. Али Каяев пишет, что Мухаммадом аль Гумуки были написаны две работы:«Бидаят ал-хидаят» («Начало правды») и «Зикр ал-мавт» («Мысли о смерти»), которые глубоко изучались в дореволюционных медресе Дагестана.  

Могила и зиярат Мухаммада аль Гумуки также подверглась варварскому уничтожению в 30-е годы XX  в. при строительстве молочно-товарной фермы колхоза.

Средневековая система водоснабжения Гази-Кумуха

(Объект культурного наследия регионального значения).

Непосредственно на территории западной части шамхальского кладбища, где в советское время была построена молочно-товарная ферма колхоза им. С. Габиева, проходит часть подземной системы водоснабжения Гази-Кумуха. Она находится значительно ниже уровня погребений XVII  века.

По преданиям этот водопровод был построен иранскими мастерами и является разновидностью иранских подземных аквекдуков-кяризов. Подземная часть водопровода Кумуха прослеживается от шамхальского кладбища до источника «Хъун-зилу». Входы в подземную часть системы водоводов расположены вдоль всей нижней части Гази-Кумуха.

Четыре входа в систему водоснабжения были расположены на  территории южной части шамхальского кладбища (ныне они завалены и доступ к ним невозможен), три на территории западной части кладбища, на территории бывшей молочно-товарной фермы колхоза им. С. Габиева. Прослеженная глубина шахтообразных входов к уровню водовода превышает 15 метров от современной дневной поверхности, и спуститься к нему без спелеологического снаряжения нет  возможности.

Вплоть до начала 80-х годов XX в. эта система снабжала нижнюю часть селения Гази-Кумух питьевой водой. С полным разрушением данной системы водоснабжения пропала вода из всех источников, расположенных в нижней части селения.

Ханское кладбище в гази-кумухском в квартале «Гъурнал-ал»

На этом кладбище находились могилы многочисленных потомков шамхальского и ханского родов из династии правителей Гази-Кумуха. Они в 30-х годах ХХ века подверглось варварскому уничтожению. Все надмогильные камни на этом кладбище, за исключением стел Муртада-Али и сына Мухаммад-хана, были вставлены в фундамент и стены здания возведенного на территории кладбища.

К нему в настоящее время, в нарушение всех норм охраны памятников культуры и истории пристроены туалет и помещение для ритуальных омовений.

Могила Муртаза-Али, сына Сурхай-хана I

(Обьект культурного наследия регионального значения).

Муртада-Али – военачальник объединенных сил дагестанцев  при отражении войск иранского правителя Надир-шаха вторгшихся в Дагестан  1741 г.. Его могила находится на кладбище гази-кумухских ханов в квартале «Гъурнал-ал». Эпитафия на надмогильной стеле гласит:

«Протяжение этого мира из конца в конец – крошки огромного. Все зримое ничтожный клочок созданного мирового царства в то время, когда овладевший Востоком и Западом не остался неизменным. Владычество принадлежит Всевышнему Аллаху! Величие у Всевышнего Аллагьа!

Это могила Муртада – Али б. Сурхай-хана, да будет прощение им обоим! Дата: тысяча сто пятьдесят четвертый год. О люди, знайте, что это он эмир самый великий [этого] времени, храбрый советник, прославленный,  Он явился и повиновались храбрецы [этого] края несмотря на то, что правители областей Дагестана изменили, повести население…» 1154 г. х.= 19 III.1741. - 7 III. 1742 г.

Могила Муртаза-Али сына Мухаммад-хана, сына Сурхай-хана

Погребенный был сыном Мухаммад-хана, сына Сурхай-хана I. Его могила находится рядом с могилой его дяди по отцу, легендарным героем Муртаза-Али. Эпитафия, на его надмогильном камне, гласит: «Эта могила Муртада-Али б. Мухаммада. Дата: тысяча сто девяносто четвертый [год]. 1194 г. х. = 8 I. – 27 ХII. 1780 г.

Мечеть построенная Сурхай-ханом I и крытый источник «Хъун-зилу» (Большой источник)

Крытый источник «Хъун-зилу расположен в Гази-Кумухском квартале «Гъурнал-ал» рядом с искусственным прудом «Хъун бяр» («Большой Пруд»). По сведениям Али Каяева с расширением села до семи кварталов ЧIилайми, ЦIувади (общее название для обоих кварталов – АлчIи), Гъурнал-ал, Луртущи, Чуращи, Лужмярди, Гъази-курчIа, родник оказался в черте квартала Гъурнал-ал.

Мечеть Сурхай хана 1

Мечеть Сурхай хана 1.

В 1727 г. по приказу Гази-Кумухского правителя Сурхай-хана I  рядом с источником была построена мечеть со сводчатыми арками и стенами из тесаного камня, а также бассейн для омовений (кьулла), которые представляют собой единый  архитектурный комплекс. В 1951 г. в этой мечети, кавказовед Л. И. Лавров обнаружил плиту с арабской надписью.

Надпись гласила: Построил эту мечеть Сурхай б. Гирай, завоеватель Шемахи и Ширвана в 1139 году. А в те годы пришли в движение османы и русские и отпали в те стороны его от стороны обиталища». 1139 г. х.= 29 VIII. 1726 г. – 18 VIII. 1727 г. Эта посвятительная надпись была опубликована Л. И. Лавровым, а сама плита в 1960 г. передана на хранение в республиканский краеведческий музей в г. Махачкала.

В настоящее время мечеть со сводчатыми арками, бассейн (кулла) с возведенными стенами из тесаного камня, составляющая единый архитектурный комплекс произвольно разделена на две части. Часть комплекса, а именно источник воды, стоит на учете как памятник регионального значения.

Вторая часть комплекса – мечеть ХVIII века, не внесена в список памятников, находящихся под государственной охраной. Более того, над мечетью сооружен второй этаж, который изменил первоначальный вид и скрыл аутентичные элементы архитектуры и угрожает сохранности этого важного памятника истории и культуры.

Мечеть с минаретом в квартале «Гъурнал-ал»

Мечеть с минаретом в гази-кумухском квартале «Гъурнал-ал» построена в самом начале ХХ века на средства джамаата.  Источники сообщают, что она была построена на общем сходе джамаата, который решил разрушить старую мечеть, пришедшую в аварийное состояние в 1905 году.

В том же году было начато возведение минарета и новой мечети, строительство которых было поручено профессиональным мастерам каменщикам из села Согратль. Мечеть с минаретом бала возведена рядом с ханским кладбищем. Данный объект не внесён в реестр объектов культурного наследия.

Ильяс Каяев