Абдурахман сын Джамалуддина Казикумухского
Краткая биография Абдурахмана сына шейха Джамалуддина Казикумухского. История Лакии, лакские ученые
Сын Джамалуддина Казикумухского Абдурахман
Полное его имя саййид Абдурахман, сын Джамалуддина ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагестани. Почетный термин «саййид» и нисба «ал-Хусайни» объясняются принадлежностью к потомкам пророка Мухаммада мир ему и благословение Аллаха, и особенно к той их ветви, которая восходит к Хусайну да будет доволен им Аллагь, внуку пророка мир ему и благословение Аллаха. Нисба «ал-Кибуди» связана с отдельным кварталом Газикумуха (Къибуди, ранее - отдельным населенным пунктом).
Время его рождения, думается, устанавливается точно. Его отец, Джамалуддин из Газикумуха, на листке одной из арабских рукописей из своей личной библиотеки сделал следующую запись:
«Дата рождения Абдурахмана, сына Джамалуддина - ночь на воскресенье, двадцать второго числа благословенного месяца Аллаха шавваль тысяча двести пятьдесят второго года».
Это, думаю, самая достоверная запись о времени рождения Абдурахмана - 1 февраля 1837г.
Джамалуддин из Газикумуха
Джамалуддин из Газикумуха был известным дагестанским ученым и преподавателем, духовным наставником Шамиля, одним из авторитетнейших знатоков арабской литературы, занимавшим выдающееся место в духовной жизни Дагестана. Он был одним из ярых сторонников тариката накшбендийского ордена, активным распространителем накшбендийских идей, автором знаменитого суфийского трактата «ал-Адаб ал-мардийа»
Сын об отце
В «Предисловии к рукописному сочинению Джемалэддина о тарикате» Абдурахман даёт ряд интересных сведений о своем отце и о его деятельности на духовном поприще.
«Родитель мой, сеид Джемалэддин-Гуссейн, был родом из Казикумуха. В первой своей молодости он служил при бывшем казикумухском хане Аслан-хане в качестве письмоводителя. Хан любил его, и за усердную службу его и преданность пожаловал ему три деревни в Кюринском ханстве, под общим именем Астал, и жители этих деревень платили дань моему отцу». Но Джамалуддин вскоре «очнулся от светского забытья», - обратился к Богу с полным раскаяньем в своих грехах, в которых он провел прошлую свою жизнь, будучи в услужении у Аслан-хана. Ибо кто проводит время в сообществе тиранов, у того большая часть жизни проходит в согрешениях». Поэтому он посетил Мухаммада ал-Яраги, от которого принял тарикат и «позволение направлять по этому пути желающих вступить на истинный путь». С этой миссией он вернулся в Газикумух, где «проводил время в уединении, занимаясь молитвами и направлением посетителей его на путь истины».
Аслан-хан отрицательно относился к распространению тариката и мюридизма, потому Джамалуддин вынужден был удалиться в селение Цудахар, откуда вернулся в Кумух только после смерти правителя (1836г.).
Джамалуддин находился в близких родственных отношениях с Шамилем. Его дочь Захидат была женой Шамиля, а его сыновья Абдурахман и Абдурагим были женаты на дочерях имама. После пленения Шамиля Джамалуддин жил некоторое время в Телетле, затем в Казанище. В 1862г. он переселился в Турцию, где и скончался в 1866г. в Стамбуле.
Детские годы и учеба Абдурахмана
О детских годах и учебе Абдурахмана мы не имеем, к сожалению, подробных сведений, но можно предположить, что он получил от отца основательное общемусульманское обра зование, прошел обычный традиционный курс дагестанского мутааллима. В 23-летнем возрасте он оказался вместе со своей женой Нафисат и братом Абдурагимом в составе лиц, сопровождавших Шамиля в Калугу, где провел более 6 лет.
Калужский период жизни Абдурахмана получил в литературе и материалах (особенно в письмах) некоторое освещение. Сохранилась часть переписки его и его брата Абдурагима с их отцом, знаменитым шейхом Джамалуддином.
«Что касается до нас, то слава Богу, по милости Великодушного нашего Монарха живём в совершенном довольствии и спокойствии, без тоски и печали», - это из письма Абдурахмана из Калуги, отправленного в 1860г. Этот отзыв типичен и для других писем Абдурахмана и в последующем, как, кстати, и для всех писем Шамиля. Возможно, учитывался постоянный официальный контроль за прохождением писем Шамиля и его окружения.
Представители официальных властей сразу же обратили внимание на образованность, любовь к чтению и способности молодого Абдурахмана, на особое доверение Шамиля к нему. А. И. Руновский отмечал, что «старший брат очень подвержен к своей религии и много интереса находит в чудесах, описываемых мусульманскими книгами, к которым он питает доверие неограниченное. За всё за это, а также за великую грамотность, Шамиль питает к нему большое расположение. Гунибская переписка ведена им. Абдурахим так же хорошо развит, как и его брат». Калужский губернский воинский начальник писал о его «способностях и благонамеренности», о том, что при таких достоинствах он мог быть «полезным даже для службы на Кавказе, в качестве переводчика, или состоять при местном управлении Т-Х. Шура». Он довольно свободно мог говорить, писать и читать на русском языке, хорошо знал мусульманское право, обычаи дагестанских горцев.
Однако неблагоприятные климатические условия Калужской губернии, прогрессирующая болезнь жены побудили Абдурахмана обратиться к официальным властям с просьбой «позволить ему с женой переехать на жительство на Кавказ и поселить её близ Т-X. Шуры, места её родины». Наступившая в 1866г. смерть жены Нафисат ускорила отъезд Абдурахмана в Дагестан. Похоронив жену в селении Гимры, он не вернулся в Калугу, а выехал в Тифлис, где был зачислен в Дагестанскую постоянную милицию, «с откомандированием в команду милиционеров Кавказского горского управления».
Сведения о пребывании Абдурахмана в Дагестане, начиная с 1871 г. очень скудны. Имеется сообщение о том, что ещё в 1308/1890 - 1891 г. он занимал должность кадия в Газикумухе. Годом его смерти считают 1318/1900 или 1901г.
Творчество Абдурахмана
Творчество Абдурахмана из Газикумуха почти не изучено, его научное наследие, хотя, в основном, и выявлено, но не издано и не стало предметом всестороннего исследования. Все дошедшие до нас сочинения Абдурахмана посвящены истории Дагестана, а именно истории XIX века, в частности, народно-освободительным движениям. Его перу принадлежат:
- Отдельные выдержки по истории Дагестана, опубликованные еще в 1862г. в Тифлисе в газете «Кавказ» под названием «Выдержки из записок Абдуррахмана сына Джемалэддинова, о пребывании Шамиля в Ведене и о прочем». Это русский текст сочинения, изданный в переводе А. И. Руновского.
- Уже упоминавшееся выше крупное историческое сочинение под названием «Хуласат ат-тафеил ан ахвал ал-имам Шамуил» («Разюме подробного изложения о делах имама Шамиля»).
- Малоизвестное, но ценное историческое сочинение под названием «Сукут Дагестан ва Чачан би-йара али Усман фи санати 1294» («Падение Дагестана и Чечни вследствие подстрекательства османов в 1294г.», т. е. в 1877г.). Рассказ посвящен грандиозному восстанию 1877г., охватившему весь Дагестан и подавленному с невероятной жестокостью.
- Самое крупное историческое сочинение Абдурахмана из Газикумуха - «Воспоминания Абдурахмана» («Музаккарат Абдаррахман», как это отмечено на титульном листе). В конце рукописи - запись: «Завершена (эта книга) рукой переписчика, автора саййида Абдурахмана, сына муршида Джамалуддина ал-Газикумуки ад-Дагестани 28 Рамадана 1285 года», т. е. 11 января 1869г.
Предисловие А. Р. Шихсаидов, стр. 5.
Книга: «Абдурахман из Газикумуха. «Книга воспоминаний», Дагестанский научный центр РАН. Институт истории, археологии и этнографии, Махачкала 1997г.