Интервью с Мухаммадом Майрановым

Интервью с имамом Лакского района Мухаммадом Майрановым

Интервью с Мухаммадом Майрановым
Интервью с имамом Лакского района Мухаммадом Майрановым

Биография Мухаммада Майранова

Мухаммад Майранов окончил Дагестанский исламский университет и экономический факультет Дагестанского государственного аграрного университета, учился в Султанат Оман.

— Откуда вы родом и знаете ли историю родного села?

Отец мой из Лакского района, мать – даргинка из Акушинского района. Родился я в селе Казикумух. Это село связано с именами выдающихся исламских богословов: Джамалудина Казикумухского, Сайфуллы-кади Башларова и других. Когда мне было два года, родители переехали в Махачкалу, с тех пор я живу здесь.

Раньше Кумух был крупным центром развития Ислама, был там и огромный рынок, на который съезжались жители из отдалённых местностей. Село было богато учёными-богословами. К сожалению, многие алимы в советские годы были убиты и репрессированы.

В Кумухе много зияратов праведников, в том числе зиярат потомка пророка Мухаммада [саллаллагьу алейгьи ва саллям] Ахмада аль-Йамани. В Казикумухе расположена одна из древнейших мусульманских мечетей республики, которая функционирует по сей день.

— Был ли в вашем детстве пример соблюдающих Ислам родителей, родственников, или это пришло со временем?

— Так получилось, что ни мои родители, ни я сам в детстве не соблюдали все религиозные каноны, хотя Ислам в той или иной степени практиковался в семье. Я знал наизусть маленькие суры, а соблюдать в полной мере начал уже в старших классах.

Есть, наверное, мудрость в том, что кто-то с раннего детства соблюдает Ислам, а кто-то приходит к этому в последующем. В моём детстве Ислам не практиковался в обществе широко, и не было столько религиозных людей, сколько мы видим сегодня.

Самое главное – то, что человек всё-таки приходит к соблюдению Ислама, и хвала Аллагьу за это, а вот когда именно это происходит, уже менее значимо.

— Если бы была такая возможность, какие пробелы вы восполнили бы?

— Я бы ещё более усердно учился, получая знания исламские и светские – изучая гуманитарные и точные науки, потому что знания всегда нужны и важны, даже если мы в дальнейшем работаем по другому профилю. Не до конца усвоенный урок сказывается в будущем.

— Во сколько лет началось ваше религиозное просвещение, и кто дал вам первые азы религии?

— Моё просвещение началось в дошкольном возрасте, когда дедушка с бабушкой учили меня с младшей сестрой читать на арабском языке. Затем, уже в школьном возрасте, я обучался правильному совершению намаза, читал исламскую литературу, мне это было очень интересно.

— А кем собирались стать, когда учились в школе?

— Я хорошо учился, родители хотели, чтобы я получил медицинское образование, стал врачом. Когда не получилось поступить, мои планы поменялись, и я поступил на экономический факультет. Думал, получу образование, а потом определюсь с профессией.

На втором курсе начал задумываться о религиозном образовании, перевёлся на заочное обучение, пошёл учиться в медресе имени Мухаммада Арифа Афанди, а затем – в Дагестанский исламский университет.

— Вы участвуете в мероприятиях, направленных на нравственное воспитание, ваше мнение – почему это важно? Лично для вас – почему вам важно жить в высоконравственном обществе?

— Будущее за нравственностью и, конечно, за образованием. Безнравственное общество обречено на погибель, какими бы богатствами ни обладали люди. Без морального закона внутри богатство заставляет человека убивать, воровать. А если люди благонравны, то даже материально бедное общество будет счастливым, все будут относиться друг к другу по-человечески, в душе будет царить умиротворение благодаря духовным богатствам.

Высокая нравственность крайне необходима обществу, в этом вопросе нельзя оставаться равнодушным. Если человек проявляет безразличие к тому, что происходит вокруг, то в итоге это обернётся для него вредом.

— Вы требовательный человек?

— Считаю, что да, и окружающие так говорят. Где-то даже очень требовательны, но в пределах разумного. То есть я не сторонник фанатизма, когда человек оказывает моральное давление, загоняет окружающих в жёсткие рамки, тиски.

— На вашем жизненном пути вам важно одобрение родителей?

— Отца уже нет в живых. Но когда он был жив, его одобрение для меня было очень важно. Без этого тяжело добиться довольства Всевышнего. И одобрение матери тоже важно. Я чувствую любовь и поддержку своих родителей.

— А чьё ещё мнение для вас важно?

— Для меня очень важно мнение нашего муфтия шейха Ахмада Афанди. Его слова занимают особое место в моём сердце. Важно, чтобы он был доволен тем, что мы делаем, работой, которую мы проводим.

— Что изменилось с назначением вас на должность председателя Муфтията Республики Дагестан? Это было для вас волнительно или страшно?

— Страшно не было, потому что это командная работа. Есть люди, с которыми можно посоветоваться, которые могут помочь, хвала Всевышнему, их поддержка ощущается. Но волнительно, конечно было, поскольку изменился объём работы, добавились новые обязанности, расширилась география моей деятельности.

— Обращаются ли к вам люди с вопросами, просьбами?

— Да, достаточно часто. Люди приходят в Муфтият, обращаются в отдел фетв и отдел примирения. И ко мне подходят по разным вопросам.

— Слова нашего Муфтия – мы, как пятое колесо, когда мы нужны, делаем дело и отходим, ничего не ожидая взамен. Получается ли осуществлять это на практике?

— Благодаря советам нашего Муфтия и его рекомендациям мы стараемся за этим следить. Надеемся, что получается, и по максимуму стараемся, чтобы и дальше получалось. Для этого нам необходимо не сходить с пути, на который указала наша религия, и сохранять своё намерение чистым, искренним.

— Мы живём в Дагестане, и понятия честь, достоинство, благородство – неотъемлемая часть нашей жизни и даже быта, это касается не только мужчин, но и женщин. Какое поведение вы назовёте благородным и достойным? Охарактеризуйте.

— Это, считаю, очень наболевшая, актуальная тема на сегодняшний день, когда понятие мужественности для мужчин и понятие женственности для женщин теряют своё значение.

Очень важно, чтобы люди старшего поколения вкладывали эти ценности в современных молодых людей, которые только-только создают семьи, чтобы они прививали им образ жизни истинно верующего человека, полезного, целеустремлённого, и чтобы эти молодые люди, став родителями, передавали эти ценности уже своим детям.

То, чему нас учат алимы, богословы, мудрые предки – всё это нужно перенимать молодым семьям. Сейчас молодых пап, мам и их детей воспитывают смартфоны, социальные сети. А нужно вернуться к истинным ценностям, нравственным устоям наших предков, учению наших богословов. За этим далеко ходить не нужно, это всё рядом. Главное – взять и следовать.

— Что для вас пример мужества? Какими действиями человек подтверждает это качество?

— Считаю, что это самое важное качество для мужчины. Да и для женщины. Потому что сегодня женщины порой проявляют больше мужества, чем некоторые «мужчины». Это из категории подмены ценностей и правил поведения в обществе.

Если у молодого человека отец, брат, окружающие мужчины мужественны, то у него есть пример. А если он целыми днями сидит в интернете, вряд ли он поймёт, что такое мужественность.

— В вашей жизни много значат друзья? А семья?

— В моём сердце есть уголок для друзей, я очень их люблю, даже слово «друзья» редко употребляю – называю их братьями. С одними вижусь часто, с другими в силу занятости не всегда удаётся, но я знаю, что на них можно положиться, они поддержат в любую минуту. Хвала Всевышнему, у меня много таких братьев.

Что касается семьи, она очень важна для тех, кто работает в религиозной сфере, да и не только. Важно понимание со стороны семьи. Я очень благодарен Всевышнему за то, что моя семья относится ко мне с пониманием. И семье благодарен.

Я не всегда могу уделить им время и внимание, поэтому очень признателен им за то, что они поддерживают меня и понимают. Намного легче работать и отдавать себя делу, когда есть такая поддержка.

— Что для вас счастье?

— Найти себя в этом мире. Понять, кто ты есть. Все люди стремятся к счастью, я вижу счастье так – это приятное духовное состояние, чувство умиротворения, довольства происходящим, когда на душе спокойно. И самое главное – понять, что счастье, чувство покоя и наполненности в жизни даёт лишь Всевышний и без Него мы не сможем его получить.

Как получить его? Для этого Аллагь указывает нам верный путь. И великое благо для человека, если Аллагь дал ему это понимание – понимание того, что всё на этом свете возможно только по воле Всевышнего, и если покориться Ему, то будешь счастлив.

Беседовала Айша Тухаева, 2021г. Интервью с сайта islamdag.ru