Джамалуддин Казикумухский, Часть 3

Потомок Пророка ﷺ – шейх Джамалуддин Казикумухский (1788–1866). Часть 3

Джамалуддин Казикумухский, Часть 3
Джамалуддин Казикумухский

Шейх аль-Яраги

Шейх Джамалуддин Казикумухский

Шейх аль-Яраги воспитал Джамалуддина и довёл до высоких духовных степеней совершенства. От него же Джамалуддин получил и разрешение (иджаза) на духовное наставничество людей в накшбандийском тарикате.

Это было при жизни правителя Аслан-хана. Люди со всех концов Дагестана стали посещать шейха Джамалуддина. Когда сплетники узнали об этом, то стали замышлять зло и приходили к хану с целью испортить отношения между ними.

Аслан-хан стал побаиваться распространения тариката в Казикумухском ханстве, полагая, что впоследствии люди могут отвернуться от него. И тогда он изгнал шейха Мухаммада Аль-Яраги из родного села, как изгнал Джамалуддина из его села. Шейх Аль-Яраги отправился в селение Балахани и жил там в течение определённого времени, а Джамалуддин отправился в селение Куппа при Цудахаре, опасаясь за свою жизнь, где и оставался до смерти Аслан-хана, а потом вернулся домой и жил там до объявления имамом Шамиля (1797–1871). Тогда шейх Джамалуддин переселился жить к нему.

Через шейха Казикумухского в тарикат вступили имамы Гази-Мухаммад (1795–1832) и Шамиль. Дочь Джамалуддина Захидат стала женой имама Шамиля. Имам Шамиль часто обращался к своему наставнику Джамалуддину за советом по вопросам государственного правления, международных отношений и мусульманского права. Знания, ум, мудрость и опыт Джамалуддина помогали имаму Шамилю руководить государственным образованием Имамат.

Шейх Шуайб-Афанди после приведения некоторых достоинств шейха и истории его кончины пишет, что у шейха Джамалуддина имеется такое множество достоинств, что невозможно их все описать.

Он также был кутбом – духовным наставником высшего уровня. Помимо накшбандийского тариката шейх Джамалуддин имел право на наставничество (иджаза) в кадирийском тарикате, которое дал ему совершенный шейх Ибрахим Аль-Кадири.

У шейха Джамалуддина было три сына: Абдуррахман, Абдуррахим и Мухаммад. Старшие сыновья шейха Абдуррахман и Абдуррахим были женаты на дочерях имама Шамиля Нафисат и Фатимат, соответственно.

Абдуррахман был достойным учёным-богословом. Скончался он в 1317 (1899) году хиджры. Абдуррахим же скончался в 1322 году хиджры. Что касается Мухаммада, то он также был учёным-богословом, литератором и поэтом. Он обладал отличным почерком.

Перу шейха Джамалуддина принадлежат несколько известных прекрасных произведений по вероучению Ислама. Самым популярным из них является книга «Аль-Адаб аль-марзыйя фи ат-тарика ан-накшубандиййа» («Этические нормы накшбандийского тариката, вызывающие довольство Господа»). В ней собраны основные этические нормы накшбандийской ветви суфизма, которые необходимо соблюдать её последователям.

Другим его трудом является «Кифайат аль-‘авамм» («Достаточное простолюдинам»), посвящённый основам мусульманской религии.

Третье известное произведение шейха называется «Аль-Кавль ас-садид фи джаваб рисала Саид ли аш-шайх аль-муршид Джамалуддин» («Здравое слово шейха, наставника Джамалуддина в ответ на послание Саида»). Оно посвящено описанию тяжких грехов.

После того, как пал Имамат, шейх Джамалуддин вместе со своей семьёй и доверенными людьми переселился в Темир-Хан-Шуру (нынешний город Буйнакск). Он не вернулся на свою первую родину, в родное село, боясь, что его переселение (хиджра) пропадёт даром.

Вместе со своими старшими сыновьями Абдуррахманом и Абдуррахимом и старшей женой в течение определённого периода он жил в Темир-Хан-Шуре. Потом переселился в Россию.

Однако его сыновья Абдуррахман и Абдуррахим через некоторое время вернулись на родину. А шейх Джамалуддин в 1862 году переселился в Османский Халифат, прибыл в Исламбул (Стамбул) и жил там в течение нескольких лет. Абдуррахман пишет, что турецкий султан Абдуль-Азиз (1830–1876) уважал его и называл дагестанским шейхом.

После кончины шейха Мухаммада аль-Яраги шейх Джамалуддин Казикумухский стал ценнейшим звеном в золотой цепи тариката. Люди во всех городах и сёлах приняли его с довольством. Шейх Джамалуддин довёл до совершенства и высоких духовных степеней множество людей.

Самым совершенным его духовным преемником, достигшим наибольших высот в познании Аллаха, был шейх Мамма Дибир ар-Рочи (1778–1878), который слыл отрешённым от мирского и скрупулёзным в соблюдении предписаний религии человеком. Об этом свидетельствует шейх Шуайб-Афанди Аль-Багини, бывший учеником шейха Ар-Рочи.

Скончался шейх Джамалуддин Казикумухский в 1283 (1866) году хиджры и похоронен в городе Стамбуле, в квартале Ускюдар на кладбище Караджа-Ахмад.

Да будет Всевышний Аллаh доволен им, и да наделит Творец нас его благодатью!