Курбан-Али сын Ибрагима

Дагестанский ученый-богослов из села Унчукатль, автор труда "Насихатуль-авам" (Гьунчlукьатlан)

Курбан-Али сын Ибрагима
Дом в котором жил Курбан-Али сын Ибрагима, с. Унчукатль

Альхамду лиЛляhи Раббиль аламин. Ва ссаляту ва ссаляму ала саййидина  Мухаммадин ва ала алиhи ва асхабиhи аджмаин. Амин, Раббаль аламин.

Курбан-Али родился в селении Унчукатль Гази-Кумухского округа (ныне Лакский район Республики Дагестан) в 1852 г. в семье узденей.
О его родословной известно, что его прадеда звали Мухаммад, деда Курбан-Али, в честь него, вероятно, был назван и сам Курбан - Али. Родился он в семье Ибрагима и Патимат. 
У Курбан - Али были брат Сунгур и две сестры, одну из которых звали Патимат. Курбан - Али был женат на Айшат из рода Ихаевых из селения Табахло (Ухал).

У них было трое сыновей Нуруль-Ислам, Хадис, Ибрагим-Халил и три дочери - Нурнарижат, Бадрижат и Патимат.

Уже с детства Курбан - Али увлекало изучение исламских наук. Религиозным знаниям начал обучаться в мечети родного села Унчукатль. Затем учился у разных лакских и дагестанских алимов. Живя в Бухаре, Самарканде, Казани, куда он выезжал на заработки, обучался и у тамошних алимов. По некоторым данным, три раза совершил хадж. В последующие годы своей жизни работал кадием в родном селении. Всю свою жизнь он провёл в изучении религиозных наук и дальнейшем их распространении среди населения. Курбан - Али пользовался большим авторитетом и уважением жителей как своего села, так и окружающих населённых пунктов и округов тогдашнего Дагестана.

Им написана известная книга «Насихатуль - авам» («Унчукатан»), которая стала популярной и авторитетной не только среди лакцев, но и других народов Дагестана. Курбан-Али ушёл из этой жизни в 1324 г. х. (1906 г.) в месяц рабиуль - авваль. Его могила находится на верхнем кладбище в его родном селении Унчукатль. Курбан - Али, вследствие своей кончины, не успел завершить начатый им труд «Насихатуль-авам». Сделать это он завещал своему старшему сыну Нуруль - Исламу.

Тот впоследствии, на основе материалов, собранных отцом, подготовил эту книгу и издал её. Нуруль-Ислам также написал труд «Шифауд - дин», пользующийся популярностью у лакского народа. В 1942 году, заболев малярией, Нуруль-Ислам покинул этот мир. Он, как и его отец, похоронен на кладбище родного селения.

Средний сын Курбан-Али, Хадис, обучал детей Корану в мадраса мечети своего села. Он умер ещё молодым.

Младший сын Курбан - Али, Ибрагим-Халил, обладал поэтическим и писательским талантом и с юношеских лет сочинял содержательные стихи. В 1917 году он вместе с Гаруном Саидовым в Темир - Хан - Шуре (ныне Буйнакск) стал издавать газету «Илчи» на лакском языке. Ибрагим-Халил также является автором многих поэтических и прозаических произведений.

Пусть Всевышний возвысит степень таких людей, как Курбан-Али сын Ибрагима, его сына Нуруль - Ислама, всех лакских, дагестанских алимов, всех алимов нашей уммы и одарит нас их баракатом. Амин!

Книга «Насихатуль-авам» («Наставление для незнающих», среди лакцев известна как «Унчукатан»)  написана на лакском языке на аджаме (арабскими буквами с лакским смыслом).

Курбан-Али сын Ибрагима, приступая к работе, намеревался рассказать простым людям о канонах Ислама, его составных частях, о дозволенном и недозволенном, основываясь на Коране и хадисах Пророка (صلى الله عليه وسلم‎‎), мазхабе имама Шафии (رضي الله عنه).

Более десяти лет Курбан-Али работал над этой книгой, собирая по крупицам самое ценное и полезное из прочитанных им арабских источников.
Он обучался религиозным наукам у разных дагестанских алимов. Выезжая на заработки в Бухару, Самарканд, Казань и живя там, не упускал возможности обучаться и у местных алимов.

По некоторым данным, он три раза совершил хадж. Находясь на святых землях, Курбан-Али изучал труды великого учёного имама
аль-Газали (رضي الله عنه), в частности, книгу «Ихъя улумуд - дин». Изучал также труды других выдающихся имамов и алимов. Все накопленные за жизнь знания и послужили потом ему материалом для составления данной книги. В ходе её написания в конце своей жизни Курбан-Али ослеп.

Работу продолжил его старший сын Нуруль - Ислам. Под диктовку отца он записывал текст будущей книги. Но закончить её Курбан-Али не смог. Завещав Нуруль - Исламу завершить работу, в 1324 г. х. (1906 г.), в месяц рабиуль-авваль, он покинул этот мир. Исходя из материалов, собранных отцом, Нуруль - Ислам завершил книгу, исполнив его завещание, и в 1327–1328 гг. х. (1910–1911 гг.) издал её в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) в типографии Мухаммад-Мирзы Мавраева.

Содержание книги

Состоит книга из двух частей.

В первой части  рассказывается о трёх основах мусульманской религии - Имане, Исламе, Ихсане. О каждой из них говорится доступно и подробнейшим образом. В главе об Имане читатель узнает о всех его шести частях - вере в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его пророков, Судный день и предопределение судьбы. В главе об Исламе рассказано о его частях - шахадате, намазе, посте, закяте, хадже. поминается о достоинствах, вознаграждении за каждый из этих ибадатов, а также об их обязательных, желательных и нежелательных действиях, о том, что делает недействительным тот или иной ибадат, и многое другое.

В главе об Ихсане рассказано о следовании Сунне Пророка (صلى الله عليه وسلم‎‎), о том, как сделать наше поклонение искренним, о тарикате и устазах, о мазхабах и многом другом. Далее повествуется о достоинствах изучения исламских знаний, Корана, вознаграждении за его чтение и слушание чтения. Рассказано о поминании (зикр) Аллагьа и его ценности и вознаграждении за него, о салавате и дуа. Говорится о газавате и хиджре Пророка (صلى الله عليه وسلم‎‎). 

Во второй части раскрываются этические моменты поведения мусульман. В частности, этика приёма пищи, одевания и сна, личной и общественной гигиены. Рассказано об отношениях между мужем и женой, детьми и родителями, мусульманами и немусульманами. А также о женитьбе и разводе, халяле и хараме; об этике больных, их посещении; о смерти и похоронных обрядах и многое другое.

Курбан - Али включил в свою книгу всё, что необходимо знать рядовому мусульманину о своей религии. В ней рассказано обо всём, с чем ему придётся столкнуться в течение все своей жизни. По рассказам сторожил села Унчукатль некоторые главы «Насихатуль - авам» были переведены на языки народов Дагестана. атериалы из неё использовались для составления брошюр и книг также на этих языках.

«Насихатуль - авам» поистине энциклопедия для мусульманина и его настольная книга. Она имеет большую культурно-религиозную и историческую ценность, так как была издана более ста лет назад. Книга получила высокую общепризнанную оценку.