Проявляйте уважение к учителю
Наши праведные предшественники отдавали знанию предпочтение перед всем прочим. Ученику следует подчиняться учителю, подобно тому как больной подчиняется врачу, проявлять смирение по отношению к нему и, по возможности, стараться быть полезным ему, быть услужливым.
Пророк ﷺ говорил: "Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями".
Сообщается, что халиф Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал относительно правил поведения ученика следующее: «Поистине, знающий (учитель) имеет право на то, чтобы сначала ты поприветствовал всех присутствующих, а потом обратился с приветствием к нему лично и сел перед ним. Не делай руками знаков в его присутствии, и не подмигивай, и не задавай ему много вопросов, и не пытайся помогать ему давать ответы, и не настаивай, если им овладевает лень, и не обращайся к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому, и не хватай его за одежду, если он встанет. Никогда не выдавай его тайны, и не порочь никого в его присутствии, и не выискивай его ошибки, а если он ошибётся, то принимай его оправдания и ни в коем случае не говори ему: «Я слышал, как такой-то говорит то-то», и не говори: «Такой-то утверждает совсем не то, что говорите вы».
В этом прекрасном изречении халифа Али (да будет доволен им Аллах) перечислены все правила вежливости, которые ученик должен соблюдать по отношению к своему учителю, ведь именно благодаря уважению к своему учителю ученик сможет достичь знаний и мудрости.
Ученик должен войти в класс только спросив при этом разрешения учителя, будь учитель один или в обществе других. Ученик не должен обращаться к учителю на «ты», следует обращаться к нему со словами «уважаемый учитель». И даже в его отсутствие следует упоминать его словами уважения, как, например: «Уважаемый учитель сказал…» Предки говорили: «Кто не терпит трудности при учёбе, остаётся всю жизнь слепым в темноте, невежественным. А кто терпит трудности, получит знания в этом и в том мире».
Проявляя уважение к учителю ребенок получает только пользу.
Учителю следует придерживаться определённых правил поведения во взаимоотношениях с его учениками.
Учитель должен давать своему ученику все советы, какие он только сможет, и всеми силами удерживать его от проявления дурных нравственных качеств, прибегая к помощи намёков, а не порицания, так как порицание умаляет достоинство человека. Учитель должен обращать внимание на степень понимания и умственные способности своего ученика, не предлагая ему того, что он не сможет понять и усвоить.
Учитель не должен считать ниже собственного достоинства ответить на вопрос, сказав «не знаю», ему необходимо обратить полное внимание на спрашивающего и глубоко вникнуть в суть вопроса, соглашаться с правильными доводами других, следовать истине, возвращаясь к ней при допущении ошибки.
Каждому из нас следует помнить о том, что "Никто не возвысился, кроме как соблюдением адаба(этика), и никто не унизился, кроме как оставлением адаба".