Сочинение Ахмада ал-Йамани «Вафк ал-мурад»

Сочинение ученого живщего в Гази-Гумуке

Сочинение Ахмада ал-Йамани «Вафк ал-мурад»
Сочинение Ахмада ал-Йамани «Вафк ал-мурад»

Сочинение Ахмада ал-Йамани «Вафк ал-мурад»

Произведение «Вафк ал-мурад фи ма йахтадж илайхи ал-‘ибад» («Соответствие предмету желаемого, в котором нуждается раб [Аллаhа]») из числа известных нам сочинений Ахмада ал-Йамани, можно отнести к жанру «сулук» (образ поведения). В мусульманской системе традиционных наук этот жанр включает в себя мусульманскую этику и некоторые вопросы мусульманской культовой обрядности.

Жанр «сулук» также считается близким к разделу «суфизм» и «догматика». В частности, ряд исследователей в каталогах арабских рукописей объединяют эти три жанра – мусульманскую этику (сулук), суфизм и догматику.

Рассматриваемое сочинение Ахмада ал-Йамани, по мнению А.Р. Шихсаидова, заимствовано из другой его книги – «ал-Джавахир ал-Муджмал» («Истины в целом»). Сочинение «Вафк ал мурад» было известно широкому кругу читателей в Дагестане, его переписывали и изучали еще при жизни автора, нередко под его руководством.

Известный дагестанский знаток арабской литературы Мансур Гайдарбеков нашел следующую запись, сделанную в свое время крупным дагестанским ученым Ша‘баном из Ободы (ум. 1667 г.): «Дата переписки книги «Вафк ал-мурад» Хаджжи ‘Умаром сыном Мухаммада сына Исмаила в Багдаде с экземпляра самого автора (автографа) − 847 г. (1443 или 1444 г.). 

Год составления «Вафк ал-мурад»

Мы не знаем точно год составления «Вафк ал-мурад» – возможно, это было в 1443 г. в Дагестане, в знаменитом Кумухе, где преподавал в это время ученый, в каком-либо медресе или же у себя дома332.

Представляет интерес информация, приводимая А.Р. Шихсаидовым об одном из сохранившихся в Дагестане списков сочинения Ахмада ал-Йамани: «рукопись «Вафк ал-мурад», переписанная в 1500 г. Али, сыном Мухаммада, имеет некоторые дефекты, отсутствует ряд листов, при подшивке нарушен порядок расположения листов, но сохранившееся «Введение» и основная часть сочинения дают полное представление о содержании сочинения.

О чем пишется в труде «Вафк ал-мурад»

Мы видим из введения сочинения Ахмада ал-Йамани, что труд представляет собой сочинение по «сулуку», т.е. по системе норм нравственного поведения мусульманина, включающий в себе минимум основных сведений, необходимых каждому верующему.

Сочинение состоит из различных разделов:

  • о чтении Досточтимого Корана и соблюдении Сунны (этические нормы повседневного поведения и образа жизни согласно высказываниям и действиям Пророка, – мир ему и благословение);
  • об упоминании и восхвалении Аллаhа;
  • о дополнительных молитвах различных видов, таких как заупокойная молитва, молитва до восхода солнца и многих других;
  • о соблюдении последовательности и обязательства совершения намаза;
  • о правилах и этикете входа в мечеть и выходе из нее, молитва при входе в помещение и при выходе из него;
  • о призыве к молитве: азане и икаме («азан» означает извещение о наступлении времени молитвы, а «икама» это извещение о молитве);
  • об этике поведения и необходимых действиях в пятничный день;
  • о разновидностях праздников и их проведении;
  • о молитве испрашивания дождя; о молитвах при затмение солнца и луны;
  • о заключении брака и брачных обрядов; о значимости посещения больных;
  • о важности посещения кладбищ;об обычаях и традициях путешествий,военных походов;
  • об этике принятия пищи и питья и т.д.

Сочинение в целом представляет собой этико-догматический трактат, призванный укрепить принципы и основы ислама и исламского права в Дагестане». Таким образом, перед нами сочинение, которое большей частью посвящено некоторым вопросам мусульманской обрядности, а также порядку и условиям чтения некоторых молитв, которые читаются в определенных жизненных ситуациях.

Мухаммад Абу Хамид ал-Газали

Подобные сочинения были широко распространены в мусульманском мире. В частности, одно из таких сочинений – это труд знаменитого мыслителя мусульманского Средневековья Мухаммада Абу Хамида ал-Газали (ум. 1111 г.) «Бидайат ал-хидайа» (الهداية بداية») (Начало наставления на путь истинный»). Сравнительный анализ сочинений «Вафк ал-мурад» Ахмада ал-Йамани и сочинения Абу Хамида ал-Газали показывает поразительное сходство по композиции, структуре и тематике рассмотренных вопросов.

Вместе с тем, сочинение «Вафк ал-мурад» является не компиляцией работы ал-Газали, а самостоятельным произведением, схожим с последним по своему жанру и структуре. Одновременно, в работе Ахмада ал-Йамани мы видим большое количество ссылок на фундаментальный труд ал-Газали по суфизму «Ихйа’ ‘улум ад-дин» («Возрождение религиозных наук»).

Муати Фатима Фадль Авад. Отрывок из диссертационой работы, стр. 117.