Мероприятия завоевателя Абумуслима в Дагестане
Распространение Ислама в Дагестане
Распространение религии Ислам в Дагестане
Завоеватель Абумуслим в Дагестане
ГАСАН-ЭФЕНДИ АЛКАДАРИ. АСАРИ-ДАГЕСТАН(Исторические сведения о Дагестане).
Взяв Дербент, Абумуслим построил там великолепную бесподобную соборную мечеть, сохранившуюся до сих пор и, кроме того, в отдельныхмагалах построил маленькие мечети. В Кайтаге и Та-басарани он построил мечети в разных местах. Тоже самое и в Даргинском округе, и, в частности, как передают, в городе Акуше большая мечеть была построена во имя его.
Так же в Кюринском округе он приказал построить мечеть в селениях Рнча, Фита и Куч-хюр и эти мечети в настоящее время известны среди населения н упоминаются, как связанные с именем самого Абумуслима, как построенные его именем. Также и в Самурском округе он построил мечети, причем в большом селении Ахты построенную от его имени мечеть называют мечетью Абумуслима. В том же округе в селении Кар-Кюрта есть великолепная мечеть, построенная в его время и его именем.
Также в Казикумухском округе, в частности, в городе Кумухе большая соборная мечеть построена и названа его именем. И также в остальных районах Дагестана, как-то: Аварском, Сюргинском, Цудахарском и других.
В «Дербент-маме» написано, что, когда Абумуслим, взяв Дербент, построил мечети и утвердил религию ислам, то он разбил город на 7 магалов и в каждом; магале поселил группы из мусульман, приведенных им с собой. Кроме большой соборной мечети каждая мечеть, построенная в магале, была названа сообразно происхождению поселенных в том магале воинов. Например в одном магале были поселены мосульцы, и их мечети присвоено было наименование мосульской. В магале, в котором поселены были палестинцы, мечеть названа была палестинской.
В магале, где поселены были дамасские выходцы, мечеть была названа дамасскою. В магале, где поселены были хамецы, мечеть была названа хамсскою. В магале, где поселены были иорданцы, мечеть была названа иорданской. В магале, где поселены были месопотамцы, мечеть названа была мессопотамской. Соборная же мечеть, бывшая в одном из магалов, так и названа соборной мечетью.
Кроме того, Абумуслим, сделав в Дагестане в разных местах необходимые распоряжения, назначил для всей Дагестанской страны на должность правителя одного бывшего при нем в этом походе потомка почтенного Аббаса, да будет милостив к нему Аллаh, уважаемого дяди великого нашего пророка, да будет над ним и его народом благословение и благоденствие.
Этот правитель известен под именем Шамхала и он сын Абдуллы, сына Касыма, сына Абдуллы, сына Аббаса. В отношении упомянутого его имени историки разноречивы. Некоторые пишут, Шах-лал, с искажением стало Шамхал. Некоторые же пишут, что так как это лицо было жителем Сирии (Шам) селения Хал, то оба эти названия были соединены и, таким образом, ему присвоено было имя Шамхал. В результате вошло в обыкновение этим именем называть после него всякого, из его потомков, занимавшего должность правителя Дагестана и, таким образом, его имя превратилось в название должности.
Этому правителю Абумуслим назначил резиденцией город Ка-зи-Кумух. Причина, почему Абумуслим Кази-Кумухскому народу дал прозвище «гази», в том, что как выше было сказано, они не отказались сопутствовать ему и воевали с аварским народом для распространения религии, так как до того времени царствовавшие в Аварии лица, имевшие резиденцией своей Хунзах, а старший из них именовался прозвищем «нуцал», были христиане и выступили войной, не желая принять ислам.
В виду этого Абумуслим остерегся дать из них даже принявшим ислам какую-либо в Дагестане большую должность вроде правителя. Из них он нашел возможным оставить только правителя собственно в Аварии в звании нуцала и распорядился, чтобы нуцалы во всяком деле повиновались Шам-халу.
Также Абумуслим назначил из своего племени Амир-Гамзу старшим правителем в Кайтагский район, а при нем поставил других лиц и отряд из арабов. Первоначальное их местожительство и теперь называется «Кара-Корейш», или иначе «Кала-Корейш», причем первое название есть сокращенное из слов Карьяи-Ко-рейш, а второе из Кал аи-Корейш).
По преданию рассказывают, что кайтагцы также без войны приняли религию ислам и Абумуслим с ними тоже обошелся хорошо. И вошло в обыкновение присваивать прозвище Усми каждому назначавшемуся правителем в этот район из потомков упомянутого Амир-Гамзы. Относительно причины присвоения этого прозвища некоторые пишут, что оно произошло от изменения слова исми, а исми в арабском языке, будучи производным от исм, относится к обозначениям похвалы, вроде именитого и известного.
Также Абумуслим в Табасаранском районе назначил правителем одного из состава бывших при нем почтенных старейшин Магомеда, известного под именем Майсум, и вот всякого, кто из его рода становился там правителем, вошло в обыкновение называть прозвищем Майсум. По значению слово Майсум, как известно, относится к похвальным эпитетам.
Точно также Абумуслим назначил в Табасаранский район из ученых, прибывших с ним из Аравии, двух лиц кадиями для обучения народа предписаниям ислама и для решения дел по шариату и установил, чтобы Майсум правил делами по соглашению с этими кадиями. Прозвище кади, которое стали давать впоследствии лицу, достигавшему власти в Табасара-ни, из рода тех кадиев, произошло от слова казий путем искажения.
Также Абумуслим назначил кадиями в Акушу, Цудахар, Сюр-ги, Кази-Кумух и; Андалял подходящих лиц из бывших при нем ученых, и впоследствии из их потомков также получились старейшины с прозвищем кади. Рассказывают, что в Кюринском округе, в селении, теперь называющемся Кура, Абумуслимом был поставлен один ученый и правитель, называвшийся Халифа; другое имя его неизвестно. В настоящее время в том селении из его предметов одеяния осталась обувь на, одну ногу, нечто вроде одной галоши, к эта вещь хранится с уважением, как памятник.
В этом селении есть также следы построек вроде старой крепости. Но никто не слыхал, чтобы там из его рода; кто-нибудь был известен, как ставший правителем. Даже о его собственном существовании, кроме кюринцев, никто из жителей других районов не рассказывает, или какой-либо достоверный историк не пишет.
Также Абумуслим, назначив правителя города Дербента, оставил при нем отряд из воинов и, наложив в Дагестане подати на население каждого района, приказал, чтобы все сборы доставлялись и расходовались по распоряжению Шамхала, и чтобы население и правители упомянутых районов повиновались Шамхалу, а каждого, кто ему воспротивится, пусть дербентский правитель, взяв с собой необходимое количество войска, усмирит и приведет в повиновение Шамхалу.
Рассказывают, что селение Арабляр, находящееся в окрестностях Дербента, было местожительством стоявших здесь в то время арабов. Точно также! есть несколько таких же селений, называемых Арабляр, в Кубинском, Шемахинском и Нухинском уездах. Также в Самурском округе было местожительством арабов селение Куруш, название коего Куруш произошло от искажения названия племени Корейш. Даже в северной Табасарани предки жителей селения Дарвах были арабы, и до начала последнего столетия у них был в употреблении своеобразный арабский язык, который затем был заброшен и забыт. Но Аллаh лучше знает.
(Вышеприведенные известия взяты из «Дербент-наме»).
В книгах истории написано, что в 118 году Г. (736) Гишам бен Абдул-Мелик послал в Дербент новое войско под предводительством командира по имени Асад бен Зафар и таким образом усилил в этих краях мусульманское могущество. Также точно и в эпоху Валида бен Язид бен Абдул-Мелик, царствовавшего после Гишама, в эти края был послан с войском Мерван бен Мухаммад. Этот Мерван, перейдя с отрядом, до двадцати тысяч воинов, в наступление против хазар, рассеял их, а из их подданных многих заставил принять ислам".
Но когда Мерван был здесь упомянутый Валнд умер и власть над мусульманами досталась его сыну Язиду, который также через шесть месяцев умер, после чего власть должна была достаться Ибрагиму бен Валиду. Когда это известие из Сирии дошло сюда Мерван отсюда быстро отправился в Сирию и присвоил лично себе власть халифа. В 132 (750) году этот Мерван был убит, власть над мусульманами перешла от Омейядов к Аббасидам и сан халифа получил Абдулла Саффах, сын Мухамада, сына Али, сына Абдуллы, сына Аббаса. И этот Саффах, послав войско в Дагестан, укрепил Дербент.
Также пишут историки, что когда упомянутый Саффах, процарствовав три года и девять месяцев умер и власть халифа досталась его брату Абу-Джафару Ал-Мансуру, то и он послал войско в Дербент, при чем правителем в Дербент послал Язида бен Асада. Когда этот Язид был правителем Дербента, в Н6 (763) году, хазары, придя с большими силами, осадил» Дербент и между ними и мусульманами произошли большие сражения.
Однако, хазары не достигли цели и вернулись в свои владения на север. Затем упомянутый халиф Ал-Мансур вызвал к себе Язида и в результате совещания с ним между прочим нашел необходимым, чтобы в окрестностях и на окраинах Дербента были поселены мусульмане, переселенные туда из других мест, дабы хазары не могли во всякое время переходить сюда в наступление.
Поэтому из Сирии, Месопотамии и Мосульского округа сюда было выслано семь тысяч мусульман с семьями и Язид их поселил в окрестностях Дербента п велел построить крепости в Рукеле, в Кала-Сува;ре, в Митаги, в Мугатыре, в Мараге, и в Бильгади (Бильгади произошло от Бабуль Хадид), так что у них и теперь известны остатки крепостей.
В частности в селении Бильгади теперь остаются крепостные башни и стены, выстроенные из красного кирпича и камня, а также известен его водный колодец. Историки пишут, что когда в 170 году Гиджры, в 787 году христианской эры, сан мусульманского халифа достался Гаруну аль-Рашиду, то он сильно укрепил Дербент и послал сюда правителем человека по имени Джеюн бен Наджм. Но когда этот человек оказался жестоким тираном, и дербентское общество послало Рашиду на его притеснения жалобы, Рашид, установив в этом отношении истину, послал сюда другого правителя по имени Рабиа-ал-Бахли, а упомянутого жестокого правителя велел арестовать и вернуть отсюда в Багдад.
В 173 году, в 790 христ. эры, Гарун аль-Рашид послал в Дербент правителя по имени Хузейма бен Хазим с отрядом до двух тысяч воинов. Этот новый правитель Хузейма, заставив прорыть канаву из реки Рубаса, провел воду на дербентские земли, дал развести ниже этой канавы сады, огороды, пашни и построить мельницы. Даже Гарун-аль-Рашид сам приехал в Дербент и, пробыв здесь до семи месяцев, обсуждал необходимые мероприятия и потом вернулся в Багдад.
По преданию рассказывают, что с ним в эту поездку прибыла сюда его жена Зубейда, дочь Абу Джафара ал-Мансура, и что в городе Дербенте умерло двое сыновей Рашида и они похоронены на северной стороне от ворот Кирхлярского кладбища на площадке, окруженной каменной стеной, и называемой в настоящее время «местом молитвы». Рассказывают, что Рашид в 180 году Гиджры, в 797 христ. эры, послал в Дербент правителя по имени Хафса бен Амр.
Примечание
Автор «Гюлистан-Ирем», покойный Абае-Кули-Ага, заимствуя из истории Катиб-Челеби, пишет в своей книге, что в 180 (797) году хаварские войска!, совершив набег, покорили Дагестан, Дербент и другие страны до Ширвана, перебили много мусульман, прячем многие лица, принявшие было ислам, снова стали отступниками, и что хазарами причинены были здешним мусульманам такие несчастья и унижения, какие никогда) не постигают мусульман.
Я позволю себе оказать, что должно быть это предание неверно, так как, если бы такое событие совершилось, и хазары бы, завоевав Дагестан, Дербент и даже Ширвав, смогли избивать мусульман и делать их ренега-тами, то в этих краях они бы разрушили вое мечети и минареты, построенные здесь до того времени мусульманами, подобно тому, как арабы, придя сюда, совершенно разрушили бывшие здесь до того времени молельни различных религий и никакого следа их не оставили. Кроме того, они упразднили бы должонсти правителей, назначенных здесь Абумусли-мом, — Шамкали. Уцмия, Мяйсума. и Кадиев и из них здесь никого не оставили бы.
Между тем, здесь до сих пор остались в разных местах мечети и минареты, построенные в эпоху Абумуслима, а также должности тех правителей, их наследники и потомство дошли здесь до .настоящего времени по наследству и путем размножения в таком состоянии, какое соответствует исламу. Впрочем, бог лучше знает правду).
Историки пишут, что в 270 году Гиджры, 884 г. христианской эры, когда в сане мусульманского халифа был Му тамид-Алаллах, по его приказанию, некоторое количество доходов от месторождений нефти и соли в окрестностях Баку было назначено и передавалось мусульманскому войску, бывшему в Дербенте и в этом деле был специальный агент — некто по имени Мухаммад бен Уммар.
Кроме перечисленных, о других мероприятиях, имевших место в этих краях в дни халифов Абассидов, или о других происшествиях ни одного сведения, занесенного на страницы истории, мы не нашли, причем теперь, по прошествии многих веков, обнаружить те события посредством словесных преданий нет возможности.
Историки пишут, что, когда халифат Аббасидов пришел в упадок и расшатанность и их вельможи и правители, наружно на словах выражая повиновение им, в сущности, каждый в своем углу основывали политически самостоятельные владения, в это время из стран Средней Азии, из группы татар, из племени потомков некоего по имени Сельджук, названных его же именем, выступило несколько мусульманских царей, и что их власть затем дошла и до окраин Дагестана.
Первым из этих царей был Тогрул-Мухаммад, сын Микаила, сына Сельджука, Когда он вступил на престол в городе Хамадане, то бывший в то время Аббасидским халифом в Багдаде Каим Биамриллах его утвердил во власти, и тот, со дня на день увеличивая свое могущество и затем, женившись на дочери того халифа, в сущности захватил бразды правления. После его смерти сын его брата султан Альп-Арслан-Мухаммад, став царем, завоевал Грузию и все персидские владения. Начало этого Сельджукского царства было в 432 году Гиджры, а по христианской эре 1040. Как происходило в их времена управление Дагестаном, никакого достоверного письменного известия мы не нашли.
Историки пишут, что в 656 году Гиджры, а христианской эры в 1258 г., Аббасидский халиф Му тасим-биллах, сын халифа Ман-сур-ал-Мустансир-биллаха был убит и над мусульманами власть Аббасидов пресеклась. Обстоятельства дела вкратце таковы. Вступивший на престол в китайских странах Чингисхан покорил персидские владения, отнял их у султана Алаеддина Сельджукского, а также разгромил Хорезмшаха и, его сына.
В это время визирь халифа Мутасим-биллаха Муид-еддин-Иб-Алками, занявшись подготовкой передачи власти от Аббасидов к почтенным потомкам Али, да облагородит аллах их лица, начал втайне переговоры с потомками Чингисхана и предложил им придти в Багдад, перебить Аббасидов и передать халифат одному из потомков Али. Те сделали вид, что согласны на это дело и приготовились всячески хитро завладеть Багдадом. Затем Гулагу-хан, сын Тулы-хана, сына Чингисхана, в месяце мухарраме означенного года в десятый день, с двухсоттысячным войском пошел и окружил Багдад.
Когда халиф, застигнутый врасплох, растерялся, визирь Иб-Алками успокоил его и сказал, что мол, «я пойду и заключу мир с ними». Затем визирь отправился, повидался с Гулагу-ханом, условился с ним истребить всех Аббасидов, а вернувшись, сказал халифу, что мир оказался легким. «Гулагу выдаст свою дочь за сына вашего, сам присягнет вам и во власти будет вашим соправителем. И совершенно необходимо без кровопролития заключить мир на этих условиях». В общем, визирь таким образом обманул халифа и всех его придворных и родных, вывел их из Багдада и повел к Гулагу-хану.
Гулагу сначала встретил халифа с почетом, потом пригласил с его родными и придворными на обед и подобающим угощением привел их в хорошее настроение. Потом под предлогом разговора наедине, он повел халифа и его сына в другое внутреннее помещение и дал их убить. Также предал он смерти бывших там вельмож мусульманских, уводя поочереди со словами: «вас халиф зовет вовнутрь». Затем, приказав поспешно соорудить мост через Тигр, он ввел в Багдад свои войска и учинил такое общее истребление мусульман, какого не наблюдалось никогда. Там Гулагу назначил правителя из своей свиты и этим доказал, что его соглашение с визирем было хитрой ложью.
Историки пишут, что Гулагу не спешил убивать там визиря И-б-Алками. Он лишь арестовал его там и в течение двух лет держал для унижения в тюрьме, а потом убил. Впрочем, Аллаh знает.
Историки пишут, что Гулагу-хан сделал своей столицей Тав-риз, и что границы государства он довел до Сирии, Дербента и Дагестана. По его смерти в 663 году Гиджры, а по христианской эре в 1265, власть перешла к его сыну Ибак-Хану). По смерти этого Ибак-хаиа власть перешла к его брату Никудару, сыну Гулагу-Хана. Этот Никудар-хан был первым из их рода, принявшим ислам, причем, он был назван Ахмедом и приобрел известность под именем султана Ахмед-хана.
ГАСАН-ЭФЕНДИ АЛКАДАРИ. АСАРИ-ДАГЕСТАН(Исторические сведения о Дагестане).