Мухаммад-Закир аль-Чистави (Камалов)

Духовный наставник Сайфулла-Кади Башларова из города Чистополь, Респубика Татарстан

Мухаммад-Закир аль-Чистави (Камалов)
Мухаммад-Закир аль-Чистави Камалов

Досточтимый шейх Мухаммад-закир аль-Чистави (Камалов)

Материал взят из книги: "Шейх Сайфулла-кади Башларов: жизнь и творчество". Презентацию книги, о досточтимом шейхе, вы можете посмотреть на нашем YouTube канале «Ислам в Лакии‎»‎

Предисловие

Известный учёный-богослов и праведник Суфьян бин ‘Уяйна отмечал: «При упоминании благочестивых людей [на человека] нисходит милость Всевышнего Аллаhа». Ведь изучение жизни и деятельности благочестивых людей, их благого нрава и природы, скрупулёзности в соблюдении велений Творца и остережения от ослушания Ему - всё это неизбежно отразится на нём и будет побуждать совершать благие деяния и воздерживаться от деяний дурных. В этом и заключается смысл ниспослания милости Всевышнего. 

Первый духовный наставник шейха Сайфулла-кади Башларова

Известно, что в 1892 году Сайфулла-кади вернулся на свою историческую родину - в Дагестан, где в селении Костек усовершенствовал религиозное образование под руководством шейха Хасбулата-афанди. В следующем году по рекомендации своего указанного учителя он отправился в г. Чистополь Казанской губернии, где впервые вступил на путь духовного воспитания под руководством известного шейха Мухаммада Закира аль-Чистави. Вскоре, получив известие о болезни матери, в том же 1893 году шейх Сайфулла-кади вернулся к себе на родину, где через некоторое время он получил печальную весть о кончине своего шейха.

Шейх Мухаммад Закир бин `Абдулваххаб аль-Чистави Камалов (1815-1893)

Шейх Мухаммад Закир [къуддиса сирруxl] - бескрайний океан знаний. Шейх Сайфулла-кади [къуддиса сирруxl].

Выдающийся мусульманский учёный-богослов Урала и Поволжья XIX века, один из самых видных духовных наставников суфизма, получивший всенародное признание среди населения Казанской губернии и всего Волго-Уральского региона и не только, шейх Абу ‘Абдуррахман Мухаммад Закир аль-Чистави Камалов [къуддиса сирруxl] родился приблизительно в 1815 году по григорианскому календарю в семье купца ‘Абдульваххаба. Он был уроженцем большого села Сасна около Казани (ныне Балтасинский район в Республике Татарстан РФ), позднее переселился в город Чистополь, и, соответственно, его нисба «аль-Чистави» указывает на этот город.

Будущий шейх Мухаммад Закир обучался у учёных-богословов того края. Начальное образование получил в родном селе Сасна у муллы Таджуддина аль-Иштираки.

Затем переехал в деревню Маскара, которая в то время являлась крупным образовательным центром в Волго-Уральском регионе, где он, в частности, отучился у муллы ‘Абдуллаха аль-Мачкарави, ставшего известным среди народа как учитель, выпустивший среди своих учеников 1000 крупных учёных-богословов. У последнего Мухаммад Закир [къуддиса сирруxl] изучал экзотерические науки, в частности, мусульманское право. Популярный шейх Мухаммад Мурад аль-Манзалави [къуддиса сирруxl] описывает шейха Мухаммада Закира следующим образом: «Он - да сохранит его Аллаh - учёный во всех традиционных и умозрительных науках».

После достижения достаточного уровня знаний Мухаммад Закир стал религиозным священнослужителем - имамом, проповедником (хатыбом) и преподавателем в Первой соборной мечети Чистополя после кончины муллы ‘Абдульгафура (умер в 1844 г.).

Мечеть «Нур» - первая соборная мечеть города Чистополь. XIX век.

Мечеть «Нур» - первая соборная мечеть города Чистополь. Наши дни.

Вторая соборная мечеть города Чистополь. 1984 год.

Успешно занимаясь торговлей, он стал купцом второй гильдии. Он умело сочетал духовную сторону жизни с мирской. В Чистополе шейх на свои средства основал и руководил медресе «Камалия», которое было своего рода религиозным комплексом, состоящим из нескольких зданий. В нём с 1847 года шейх в течение многих лет вёл преподавательскую деятельность и принёс народу огромную пользу. В его медресе учились тысячи студентов из различных уездов и губерний России, которым оно дало путёвку в жизнь. Позднее слава о шейхе Мухаммаде Закире распространилась по всей необъятной территории России.

Мужское медресе «Камалия» города Чистополь.

Мужское медресе «Камалия» города Чистополь. Наши дни.

В указанном учебном заведении получили образование выдающиеся личности, как, например, богослов и просветитель Ризаэтдин Фахретдинов (1859-1936), который впоследствии (1923-1936 гг.) занимал должность муфтия Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), и другие. Кстати говоря, Ризаэддин впоследствии в своей книге «Асар» так описывал шейха Мухаммада Закира: «Крупного телосложения, с большой, круглой и густой бородой, лицо красивое, глаза большие». До конца своей жизни, в течение почти полувека, шейх Мухаммад Закир служил имамом в указанной мечети Чистополя. Исследователи жизни шейха отмечают, что в те трудные годы ему посчастливилось совершить паломничество в досточтимую Мекку и лучезарную Медину.

Шейх Мухаммад Закир воспринял суфизм от выдающего дагестанского шейха Махмуда-афанди аль-Алмали (1225-1294 / 1810-1877), когда последний прибыл в Казань, как об этом пишет шейх аль-Манзалави в книге «Нафаис ас-санихат». Однако есть версия, что впервые они встретились в Чистополе, куда шейх попал по дороге в Казань.

Шейх Махмуд-афанди

Шейх Махмуд-афанди [къуддиса сирруxl] родился в селении Алмало в семье Мухаммада. Он занимает особое место в золотой цепочке накшбандийского тариката и был его имамом. Ещё в раннем детстве он отличался удивительной благовоспитанностью. Шейх Сайфулла-кади пишет относительно духовной родословной шейха Махмуда-афанди, что он воспринял накшбандийский тарикат из нескольких источников: у шейха Юнуса аль-Халиди, у шейха Мухаммада аль-Яраги, у шейха Хашима аль-Ямшани. Таким образом, все три упомянутых пути сходятся на шейхе Махмуде-афанди. Это не считая тех, кто воспитал его через свою духовную сущность - руханийа. Первоначально он получил духовное воспитание у шейха Юнуса-афанди, который дал ему право на духовное наставничество. Впоследствии шейх Махмуд-афанди под разными предлогами несколько раз был сослан в отдалённые места: сначала в Пермь, оттуда он поехал в Казань, где и обосновался на несколько лет, в течение которых тесно общался с местными татарскими богословами. В Казани он вступил под духовную опеку Хашима аль-Ямшани и благодаря его воспитанию достиг наивысших степеней совершенства. Затем Хашим-афанди дал ему официальное право на духовное наставничество и выдал за него свою дочь Фатиху. А в 1862 году Махмуд-афанди вернулся из сибирской ссылки в своё родное село. Позднее он переселился в Астрахань и обоновался там. Скончался шейх 5 числа месяца мухаррам 1294 года хиджры (20 январь 1877 года) в возрасте 67 лет и похоронен на кладбище, расположенном недалеко от посёлка Машаих в Ленинском районе Астрахани. Его благословенную святыню посещает большое количество людей с целью обретения божественной благодати. У шейха Махмуда-афанди [къуддиса сирруxl] было множество преемников, большая часть которых - дагестанцы, также среди них был шейх Мухаммад Закир, шейх ‘Абдульваххаб из Астрахани и другие.

Таким образом, великий шейх Махмуд-афанди [къуддиса сирруxl] дал духовное воспитание достойному Мухаммаду Закиру [къуддиса сирруxl]. Есть версия о том, что Махмуд-афанди выдал ему инвеституру на духовное наставничество в Астрахани, куда шейх был сослан. Известно, что шейх аль-Чистави [къуддиса сирруxl] несколько раз посещал этот город. Между этими двумя видными личностями установилась переписка. Часть этих писем, которые в основном представляют собой ответы духовного наставника на вопросы своего преемника, вошли в книгу шейха Мухаммада Закира [къуддиса сирруxl] под названием «Табсырат аль-муршидин мин аль-машайих аль-халидийин» («Наставление наставников из шейхов халидийа»), в которой в доступной форме изложена суть пути познания Творца. Она многократно издавалась в России и за рубежом и несколько лет тому назад была переведена на русский и татарский языки. Другая, основная часть писем хранится в отделе редких книг научной библиотеки Казанского федерального университета.

Причина вступления под духовное воспитание шейха Махмуда-афанди

В своей книге дагестанский шейх Шу‘айб-афанди, говоря о причинах, побудивших Мухаммада Закира вступить под духовное воспитание шейха Махмуда-афанди, приводит следующую историю, написанную неким достойным человеком: «Сообщил мне брат наш, учёный, хаджи Хабибулла аль-Кахи, что шейх Мухаммад Закир, автор книги “Табсират аль-муршидин”, был человеком учёным, состоятельным, суровым, он не признавал шейха Махмуда-афанди, да будет свята его душа. Однажды ночью, когда он спал, к нему во сне явился шейх Махмуд-афанди и ударил его палкой. Он проснулся, затем снова заснул. После этого шейх снова явился и ударил его, тот проснулся во второй раз. Так повторилось семь раз. После этого он отправился к шейху и молча встал рядом с ним. И Махмуд-афанди сказал ему слова, объяснившие то, что произошло с ним в ту ночь во сне. После этого он воспринял от шейха тарикат и сам стал совершенным шейхом. И тот богослов Хабибулла сказал, что жители Астрахани так и рассказывают эту историю. Они говорят, что после этого случая Мухаммад Закир, да будет свята его душа, из стыда более не разговаривал при шейхе».

Далее в ней пишется, что благочестивый брат Сайфулла-кади [къуддиса сирруxl] сказал: «Я видел письмо, написанное собственноручно шейхом Махмудом-афанди к шейху Мухаммаду Закиру. В нём были слова, обращённые к нему: “Ты опередил нас в степенях [совершенства]”».

Овладев в совершенстве как экзотерическими, так и сокровенными науками, шейх Мухаммад Закир [къуддиса сирруxl], получил от шейха Махмуда-афанди [къуддиса сирруxl] и право на духовное наставничество. Имеется копия этой инвеституры, в ней наставник характеризует своего преемника следующим образом: «Богобоязненный и чистый учёный-богослов, совершивший паломничество к обеим мусульманским святыням, домулла Мухаммад Закир-афанди аль-Бульгари аль-Казани аль-Чистави». Шейх ‘Усман ац-Цахури [къуддиса сирруxl] и шейх Шу‘айб-афанди [къуддиса сирруxl] отмечают, что Мухаммад Закир достиг совершенства, то есть степени познания Господа всего за десять дней и на десятый день получил разрешение на наставничество - такой хорошей духовной подготовкой он обладал. Сам шейх Махмуд-афанди [къуддиса сирруxl] в своих посланиях говорил про Мухаммада Закира так: «Ты - лишь недавно вступивший [на суфийский путь познания Творца], и ты достиг того, чего достиг, в течение одного года или раньше». Шейх Шу‘айб-афанди [къуддиса сирруxl] поясняет, что слова о достижении им познания Творца в течение десяти дней были сказаны с учётом выданного ему разрешения, а приведённые слова его наставника Махмуда-афанди [къуддиса сирруxl] были сказаны с учётом высокой степени духовного совершенства, которую Мухаммад Закир [къуддиса сирруxl] обрёл после получения разрешения.

После этого он наряду с преподаванием экзотерических наук стал направлять учеников по пути познания Творца. Множество людей извлекли от него пользу, и слава о нём разнеслась по городам. Со всех сторон к нему прибывали крупные учёные-богословы, которые получали от него свет познания Творца до самой его кончины. Шейх Мухаммад Мурад ар-Рамзи [къуддиса сирруxl] пишет: «Шейх Мухаммад Закир - наиболее известный преемник ветви халидийа в наших краях, за кем следуют все, ибо не осталось ни одного района Казанской губернии, откуда великие учёные-богословы и совершенные достойные люди не последовали бы ему». Шейх Мухаммад Мурад также отмечает, что он имел честь многократно встречаться с шейхом аль-Чистави.

Досточтимый шейх современности Саид-афанди аль-Чиркави [къуддиса сирруxl] описывает благословенного шейха Мухаммада Закира аль-Чистави [къуддиса сирруxl] как «изумруд, источающий благодать».

Семья Мухаммад Закира

Шейх Мухаммад Закир [къуддиса сирруxl] был женат дважды. У него было много детей. Известно, что, умирая, он оставил после себя двенадцать детей: двух сыновей и десять дочерей. Старший сын шейха мулла Ибрахим был занят получением образования, читал в мечети пятничные проповеди.

Дом Мухаммад Закира аль-Чистави. Вид со двора. Фото 1984 г.

Дом Мухаммад Закира аль-Чистави, город Чистополь. Наши дни.

Шейх Сайфулла-кади о Мухаммаде Закире аль-Чистави

Шейх Сайфулла-кади очень любил и почитал своего первого духовного наставника на пути познания Творца и весьма тепло отзывался о нём. Как мы отмечали выше, шейх Сайфулла-кади, выражая свою печаль по поводу кончины наставника, пишет: «Со смертью шейха я стал подобен выброшенному зерну, не зная, как поступить. Я ходил к тем, кто, как я слышал, являются шейхами, однако после того как увидел познавшего Творца шейха Мухаммада Закира, моё сердце не тянулось к кому-либо из них и не довольствовалось ими».

Шейх Сайфулла-кади Башларов.

Шейх Сайфулла-кади [къуддиса сирруxl] в одном из своих произведений описывает своего уважаемого наставника Мухаммада Закира так: «Я не видел никого, кто так неукоснительно соблюдал бы этические нормы - адаб в тарикате, как он. Не видел никого, кто более боялся и остерегался бы запретных новшеств (бид‘а'), чем он. На его собраниях бедные становились предводителями, состоятельные - бедняками, а бедняки - состоятельными (то есть он возвеличивал бедных). Несмотря на то, что после принесения обета ему в качестве шейха я провёл с ним продолжительное время, я слышал его речь считаное количество раз, ибо он был погружён в состояние худура - постоянной памяти о Творце - и зухуля — забвения всего, кроме Господа, с целью быть занятым только Им и ничем иным. Однажды он заболел и не смог присутствовать на коллективной утренней молитве. Мечеть была полна его преемниками-халифами, мюридами и другими мусульманами. Мы ждали его прихода. Но от него пришло веление, чтобы мы помолились сами. Некоторые учёные-богословы попросили его преемников руководить коллективной молитвой, однако никто из них не принял это предложение, отдав предпочтение другому. Пришлось поднять вопрос к шейху, да будет свята его душа. От него пришёл посыльный и сказал, что шейх передаёт нам приветствие, возносит мольбу за нас и велит в качестве руководителя молитвы выдвинуть вперёд курайшита. Тогда курайшит из их числа вышел вперёд, и все присутствующие выразили довольство. Посмотрите на учтивость, этику поведения этих людей и их шейха!».

В своих письмах шейх Сайфулла-кади [къуддиса сирруxl] также приводит несколько снов, в которых ему приснился его досточтимый наставник.

Зиярат шейха Мухаммад Закира аль-Чистави

Скончался благословенный шейх Мухаммад Закир аль-Чистави 28 числа месяца зуль-каада 1310 года хиджры (12 июнь 1893 года) в возрасте 78 лет и похоронен на кладбище города Чистополь. После кончины шейха было написано множество стихов и элегий, посвящённых ему.

Табличка при входе на кладбище, город Чистополь.

Генплан кладбища, город Чистополь.

Зиярат Мухаммад Закира аль-Чистави, город Чистополь.

К большому сожалению, никто из детей шейха не продолжил руководить его делами, кроме его зятя - муллы Наджиба, сына его давнего друга, муллы Хусайна из Казани, с которым шейх учился в Маскаринском медресе.

Дом Наджиба Амирхана - Урицкого, город Чистополь.

Наджиб после смерти своего наставника остался исполнять обязанности имама мечети, занимался преподаванием и приносил людям пользу в медресе шейха, которое и после его кончины было полно студентами, как и при его благословенной жизни.

Мезей Мухаммад Закира аль-Чистави

В городе Чистополь в первой соборной мечети, которой уже более 200 лет, «Нур‎» расположен музей ишана Музаммад Закира аль-Чистави. Вот некоротые из фотографий представленных в музее ишана.

Женское медресе «Амирхания» города Чистополь.

Мужское медресе «Камалия» города Чистополь.

Гая́з Исхаки́. Татарский писатель. Обучался в мужском медресе «Камалия» города Чистополь.

Да будет Всевышний Творец доволен досточтимым шейхом Мухаммадом Закиром и удостоит нас его благодати и заступничества в Судный день! Амин!

Выражаем огромную благодарность за фотоматериал братьям и сестрам из г.Чистополь. Особую благодарность выражаем нашему уважаемому брату, имаму мухтасибу г.Чистополь и Чистопольского района Мухаммад-хазрату Киянову. Да вознаградит вас всех Аллагь и да не лешит Он вас своей милости, амин!