Как была взята крепость Дарго

Как только Ведено было окружено русскими войсками, многие просили имама Шамиля удалиться из Ведено

Как была взята крепость Дарго
Как была взята крепость Дарго

Как была взята крепость Дарго, известная под названием Ведено, когда была окружена войсками русского генерала

Как только Ведено было окружено русскими войсками, многие наибы, знатные люди и другие авторитетные мужи просили имама удалиться из Ведено со своим сыном Газимухаммадом в ближний лес в сторону Баян. Они убеждали его в пользе такого удаления, так как получал возможность при необходимости легко нападать на русских, в тоже время быть защищенным от всякой опасности. Вместе с тем у него была постоянная возможность восстановить все то, что разрушено.

Если война приведет к гибели или смерти командующего войсками или его сына, то газават превратится в постоянную гибель. До этого разговора советчики заявили, что если имам удалится в лес, то стремление войска к сопротивлению не убавится. Но остальные их не послушались. 

Все войско с великой готовностью пойдет на смерть, они преданно охранят его от опасностей и спокойны. После долгих бесед и после намерения сына Газимухаммеда отстоять крепость Ведено от врагов, имам согласился с советами своих асхабов и заявил, что его сын должен быть жертвой раньше всех наибов.

Исходя из этого, Шамиль поручил дело обороны Ведено Газимухаммаду. Сам отправился в лес, расположенный в 3-х верстах от селения, со своими мюридами и Даниял-беком Илисуйским (ал-Илисуви) и араканским наибом Доногоно Мухаммадом со своими отрядами. Что касается отряда Данияла, то он находился в подчинении у другого наиба из-за слабости Даниял-бека в военном деле. 

Что касается семьи имама, то она до этого отправилась в Дагестан. Они жили в селении Ичичали, имея при себе казну имама, которую он далее распорядился перевести из Алистанжи, когда мы вынуждены были отступить в Тавзан.

Когда решили остаться в Ведено для сопротивления русским, Газимухаммад очень серьезно отнесся к, своему новому положению. В его распоряжении было тогда четырнадцать наибов со своими отрядами, приблизительно по количеству представляющих пять тысяч воинов. Пять наибов оставлены были в селении, остальные со своими пушками были размещены на восточном холме перед селением, в сторону Баяна. Газимухаммад со своими мюридами и некоторыми близкими людьми около ста пятидесяти человек остался в доме своего отца Шамиля.

Размещение наибов на вышеназванном холме Газимухаммад считал сильным препятствием для русских при попытке захватить Дарго. Если бы это не было предпринято, русские могли бы захватить без боя селение и лес, в котором находился Шамиль.

Газимухаммад установил постоянный порядок, чтобы наибы могли часто посещать имама. Однажды он сам (Шамиль) приходил в селение посмотреть, как укрепляют его, как роют окопы вокруг, воздвигая из мешков с песком сооружения для обороны.

Газимухаммад со своими мюридами утром и вечером обходил укрепления, следил, как идет размещение дагестанских войск. Он давал важные, необходимые распоряженья для этого. Все наибы обращались к нему при необходимости. А он их просьбы удовлетворял и постоянно старался улучшить положение обороны селения.

Благодаря распорядительности Газимухаммада пушки при наибе были установлены в наиболее выгодных местах. Поэтому в большинстве своем пушки оказались у Дибира, наиба селений Анди, который был в наиболее опасном и близком к врагу месте.

Среди наибов, которые находились при обороне Дарго, был Абдурахимбек, наиб Телетля. Он был женат на дочери Даниял-бека. У него была маленькая, с аршин размером, пушка, отлитая в Ведено.

Ядра для нее были так малы, что один человек был в состоянии таскать по 20 штук. Ядра были размером в полкулака. Однажды этот наиб Абдурахимбек захотел испробовать свою пушку дойдут ли ее ядра от крепости Ведено до позиций врага. С этими намерениями он велел пушкарю выстрелить из нее.

В это время недалеко от крепости на холме с западной стороны показался один из русских, которые наблюдали за этим местом после того, как узнали, что Газимухаммад иногда поднимался на этот же холм для наблюдения за русскими. Позже русские укрепились на этом холме.

Абдурахимбек велел выстрелить из пушки, предполагая, что ядро полетит до них (русских). Но ядро не вышло даже из самой крепости, а упало в самой крепости на дом одного бойца, который в это время готовил хинкал товарищам. Когда ядро попало прямо в котел с хинкалом, тот боец выбежал на улицу, а котел взлетел в воздух.

Бойцы по поводу этого происшествия смеялись и говорили, что пушка телетлинского наиба выполнила свою задачу. Когда это дошло до Газимухаммада, он написал своему свояку следующее:

«Нашему дорогому родственнику Абдурахимбеку. Привет. А затем. Знай, если ты воюешь с русскими, то стреляй из пушки по ним, но не по нас. И сообщи нам об этом, чтобы мы участвовали в сражении».

Затем он вручил письмо своему мюриду и послал его к Абдурахимбеку в полночь. Этот мюрид передал мюриду Абдурахимбека, который разбудил наиба и передал ему письмо. Абдурахимбек, ознакомившись с письмом, ответил Газимухаммаду:

«От нуждающегося в помощи Всевышнего Аллагьа, ничтожного раба Абдурахимбека — великодушному сыну великодушного имама Шамиля. Мир Вам. Затем. Прошу Вас ради Величайшего Аллагьа простить меня за ошибку, совершенную моей пушкой. Я захотел довести ядро до русских укреплений, но оно упало до Вас. Не сердитесь на меня из-за этого. Я прошу вашего прощения. Боже упаси, чтобы я боролся с вами, этого я не могу и не хочу. Если даст Всевышний Аллагь, я буду бороться с русскими, когда они пойдут на нас».

Выполняя свое обещание, этот наиб храбро дрался в день победы в Дарго, но только когда счастье отворачивается, то ничто не поможет.

Книга: «‎Абдурахман из Газикумуха. «Книга воспоминаний»‎, Дагестанский научный центр РАН. Институт истории, археологии и этнографии, Махачкала 1997г, стр. 156