Чолак Сурхай-Хан Кази-Кумухский

С именем Сурхай-хана 1 связан один из самых ярких, героических эпизодов в истории лакского народа. Чолак Сурхай-хан Кази-Кумухский великий правитель Лакского народа!

Чолак Сурхай-хан 1

С именем Сурхай-хана 1 связан один из самых ярких, героических эпизодов в истории лакского народа. Сурхай-хан железной рукой положил конец смутам, восстановил порядок и покой в Лакии, расширил пределы своего ханства, возродил после распада шамхальства былое величие и значение Гази-Кумуха, как одного из влиятельнейших политических центров Дагестана, независимого субъекта международных отношений.

Он по праву является основоположником новой лакской государственности, просуществовавшей более 150 лет.

Сурхай-хан был высокого роста широкоплечим, с большими карими глазами, орлиным взглядом. Известный на весь Восток известный полководец.

Сурхай-хан родился в 1680 году в Кази-Кумухе.  В Дагестане на то время были распри после распада правления шамхалов. Кази-Кумух во времена Чолак Сурхаяа стал центром общественной и политической жизни Северного Кавказа. Имя правителя стало широко известно за пределами Дагестана. Все влиятельные феодалы искали его дружбы и покровительства.

Чолак

Слово “чолак” означает безрукий. Это было так. Семеро двоюродных братьев Сурхая не хотели  мириться с волей народа  и устроили ему засаду. Состоялся поединок. Один против семерых. В поединке Сурхай потерял левую руку. С тех пор Его начали называть безрукий Сурхай.

Отец Его слыл суровым и справедливым человеком, эти же качества унаследовал и Сурхай.

Надир-шах в Лакии

Вступим на землю Лакии Надир-шах жестоко расправлялся с непокорным народом. Малолетних детей отбирали у матерей и бросали под копыта бегущей конницы шаха. Ожесточения народа достигло предела.

Сурхай-хан послал во все концы призывы подняться на решающий бой. Сохранилось письмо Сурхай-хана к чохскому джамаату:

“От требующего помощи хана Сурхая своим друзьям, дорогим братьям. Эй, люди, имеющие в сердце своем веру хоть бы с золотник приходите воевать с хаджарами. Сегодня тот день, когда каждый мусульманин свято обязан идти на войну с проклятыми персами. Кто сегодня падет,  будет жить вечно, кто сегодня дрогнет, будет проклят навеки.”

Сурхай-хан приказал отступить коннице своего сына Муртазали на гору Турчидаг и там соединив отряды горцев дать войскам Надир-шаха последний и решающий бой. Сам же Сурхай с горской храбрецов стал обеспечивать отступление конницы.

Бой на Турчидаге

Надир-шах захватив Кази-Кумух стал праздновать. Он не знал, что военный план плененного Сурхай-хана осуществит его сын Муртазали на Турчидаге. На Турчидаг стекались тысячи смельчаков со всего Дагестана. Чабаны выходили со своих скал и присоединялись к Муртазали. Отправив плененного Сурхай-хана в Дербент Надир-шах начал активно готовится к битве с Муртазали.

В битве на горе Турчидаг Надир-шах потерпел поражение от объединённых сил со всего Дагестана под предводительством Муртазали. После поражения на Турчидаге Надир-шах бежал в Дербент, в свой последний оплот и укрепился там на зиму. Там же в заточении в крепости “Дубаре” находился Сурхай-хан. Седовласый старец, он подолгу смотрел на кладбище 40 мучеников  “Кырхляр” и, кто знает, думал о своей судьбе. Сурхай с горечью думал о том, что если бы с самого начала удалось ему объединить народы Дагестана, то не было бы столько жертв.