О муфтиях
Кто такой муфтий и чем он занимается? Из книги Абдурахмана сына Джамалуддина Казикумухского
О муфтиях
Кто такой муфтий
Ал-муфти (муфтии) – арабское слово, означающее ученого человека (алим), который выносит решения (консультирует людей) по шариатским вопросам и выносит решение между тяжущимися, исходя из предписаний Ислама.
В распоряжении муфтия находится несколько кадиев, которые обращаются к нему по трудным вопросам, а тот отвечает в силу своих, знаний и умений. В каждом наибстве обычно только один муфтий; его местонахождение – в том же селении, где находится наиб. А кадии живут в каждом отдельном селении, к ним обращаются при разборе различных тяжб. Жители селения имеют право непосредственно обращаться к муфтию, если не согласны с решением кадия. Кадий и муфтий должны разрешать дела тяжущихся только справедливо и верно.
Если муфтий узнает, что (кадий) вынес неправильное решение, он должен освободить его от должности. А по вопросам, не понятным для него, кадий должен обратиться к муфтию. Если же муфтий вынесет неверное решение или поддержит незаконно одного из тяжущихся за взятку, то наиб должен предупредить его: не поступай впредь подобным образом. Если ты повторишь свои поступки – я уволю тебя. Иначе же, без сомнения, среди людей распространится порок.
Чалма зеленного цвета
Отличительный знак муфтия, кадия и других ученых – чалма зеленого цвета. Остальные же несведущие люди не имели права носить ее. Если же обнаружится, (что кто-либо незаконно носит зеленую чалму), то правителю (вали) надлежит запретить им носить ее, чтобы они не воспринимали зря знания ученых.
На самом деле носить зеленую чалму – это знак саййидов из потомства пророка [саллаллагьу алейгьи ва саллям], и никто иной не имеет права, ученый он или неученый, носить ее. Мне неизвестна причина, почему эта форма (этот знак) стала принадлежностью наших ученых.
Муфтии времени имама Шамиля
Теперь я перечислю муфтиев, которые были в мое время и укажу их время и место рождения и местожительство.
В нашем селении Дарго кадием был ученый-законовед (факих), родственник имама, Хаджиявдибир из Тарани. Имам не назначил там муфтия, как в других округах (вилайат), так как Дарго был самостоятельным селением и нужды в муфти не было, (оно) обходилось без муфтия.
Когда этот кадий умер, ученый Амирхан из Чиркея (ал-Чиркави), ученик Хаджиявдибира, вступил в должность кадия. Затем имам взял его к себе секретарем (катиб), а на его место назначил Далгата ал-Буцри (из Буцры), о котором упомянули мы выше в связи с Джамалуддином, сыном Шамиля (Арсланали: не в этой статье).
В округе (вилайат) Анди муфтием был сначала Мусалавдибир ал-Гунухи (из Гунхи). После его смерти был назначен Исуфилмухаммед из Муни, учитель сына Шамиля. Затем на его место назначили ученого Мухаммеда из Гортколо – хунзахца (ал-Авари). Когда он переселился к себе, вместо него стал муфтием Хаджиали из Унцукуля.
В Гумбетовском округе (вилайат Гунбит) муфтием был факих Уцуми из Мехельты. Впоследствии он стал наибом, а на его место был назначен другой (муфтий).
В Харахи (муфтием был) Дибирдада из Харахи (ал-Хараки), сын Хаджиали, павший «мучеником вместе с имамом Газимухаммедом в борьбе с войсками сардара барона Розена».
Для селений Багулал муфтием сперва был Селимдибир из Хуштады; а когда его назначили наибом, на его место определили Газиявдибира из Тлондоды. В селении Карата, в резиденции Газимухаммеда, сына Шамиля, муфтием был мухаджир Таймасхан из Чиркея. В Тинди – Загалав из Хварши. В Аварии муфтием был Мухаммад из Гортколо В селениях Гидатля (Хидал) муфтием являлся Мухаммедамин из Гидатля. В Карахе – Омарилмухаммед из Гоноха ал-Карахи. В Корода – Хаджимухаммед из Согратля (ас-Сугури). В Гоцатле (Хуцал), на родине имама Гамзатбека, муфтием являлся Атанас из Могоха (ал-Мухухи). В Унцукуле – Хаджиали из Унцукуля, находившийся в Анди. В Чохе – Ахмеддибир из Чоха. В Мукоре муфтием был Камиляв из Шангода (аш-Шанги). В Согратле сначала был муфтием Курбанилмухаммед из Бацады. Когда его назначили наибом там же его заменил Хаджимухаммед, сын известного служителя (абид) ал-Хаджи Абдурахмана из Согратля. В вилайате Чарбили – учитель имама Лачинилав из Хариколо.
Вышеперечисленных ученых я лично много раз видел, встречался с ними, был хорошо знаком с ними, с их положением. Что касается тех, кто был раньше них и после них – то я не знаю о них.
Книга: «Абдурахман из Газикумуха. «Книга воспоминаний», Дагестанский научный центр РАН. Институт истории, археологии и этнографии, Махачкала 1997г, стр. 86