О муфтиях

Кто такой муфтий и чем он занимается? Из книги Абдурахмана сына Джамалуддина Казикумухского

О муфтиях
О муфтиях

О муфтиях

Кто такой муфтий

Ал-муфти (муфтии) арабское слово, означающее ученого человека (алим), который выносит решения (консультирует людей) по шариатским вопросам и выносит решение между тяжущимися, исходя из предписаний Ислама.

В распоряжении муфтия находится несколько кадиев, которые обращаются к нему по трудным вопросам, а тот отвечает в силу своих, знаний и умений. В каждом наибстве обычно только один муфтий; его местонахождение в том же селении, где находится наиб. А кадии живут в каждом отдельном селении, к ним обращаются при разборе различных тяжб. Жители селения имеют право непосредственно обращаться к муфтию, если не согласны с решением кадия. Кадий и муфтий должны разрешать дела тяжущихся только справедливо и верно.

Если муфтий узнает, что (кадий) вынес неправильное решение, он должен освободить его от должности. А по вопросам, не понятным для него, кадий должен обратиться к муфтию. Если же муфтий вынесет неверное решение или поддержит незаконно одного из тяжущихся за взятку, то наиб  должен предупредить его: не поступай впредь подобным образом. Если ты повторишь свои поступки я уволю тебя. Иначе же, без сомнения, среди людей распространится порок.

Чалма зеленного цвета

Отличительный знак муфтия, кадия и других ученых чалма зеленого цвета. Остальные же несведущие люди не имели права носить ее. Если же обнаружится, (что кто-либо незаконно носит зеленую чалму), то правителю (вали) надлежит запретить им носить ее, чтобы они не воспринимали зря знания ученых.

На самом деле носить зеленую чалму это знак саййидов из потомства пророка [саллаллагьу алейгьи ва саллям], и никто иной не имеет права, ученый он или неученый, носить ее. Мне неизвестна причина, почему эта форма (этот знак) стала принадлежностью наших ученых.

Муфтии времени имама Шамиля

Теперь я перечислю муфтиев, которые были в мое время и укажу их время и место рождения и местожительство.

В нашем селении Дарго кадием был ученый-законовед (факих), родственник имама, Хаджиявдибир из Тарани. Имам не назначил там муфтия, как в других округах (вилайат), так как Дарго был самостоятельным селением и нужды в муфти не было, (оно) обходилось без муфтия.

Когда этот кадий умер, ученый Амирхан из Чиркея (ал-Чиркави), ученик Хаджиявдибира, вступил в должность кадия. Затем имам взял его к себе секретарем (катиб), а на его место назначил Далгата ал-Буцри (из Буцры), о котором упомянули мы выше в связи с Джамалуддином, сыном Шамиля (Арсланали: не в этой статье).

В округе (вилайат) Анди муфтием был сначала Мусалавдибир ал-Гунухи (из Гунхи). После его смерти был назначен Исуфилмухаммед из Муни, учитель сына Шамиля. Затем на его место назначили ученого Мухаммеда из Гортколо хунзахца (ал-Авари). Когда он переселился к себе, вместо него стал муфтием Хаджиали из Унцукуля.

В Гумбетовском округе (вилайат Гунбит) муфтием был факих Уцуми из Мехельты. Впоследствии он стал наибом, а на его место был назначен другой (муфтий).

В Харахи (муфтием был) Дибирдада из Харахи (ал-Хараки), сын Хаджиали, павший «мучеником вместе с имамом Газимухаммедом в борьбе с войсками сардара барона Розена».

Для селений Багулал муфтием сперва был Селимдибир из Хуштады; а когда его назначили наибом, на его место определили Газиявдибира из Тлондоды. В селении Карата, в резиденции Газимухаммеда, сына Шамиля, муфтием был мухаджир Таймасхан из Чиркея. В Тинди Загалав из Хварши. В Аварии муфтием был Мухаммад из Гортколо В селениях Гидатля (Хидал) муфтием являлся Мухаммедамин из Гидатля. В Карахе Омарилмухаммед из Гоноха ал-Карахи. В Корода Хаджимухаммед из Согратля (ас-Сугури). В Гоцатле (Хуцал), на родине имама Гамзатбека, муфтием являлся Атанас из Могоха (ал-Мухухи). В Унцукуле Хаджиали из Унцукуля, находившийся в Анди. В Чохе Ахмеддибир из Чоха. В Мукоре муфтием был Камиляв из Шангода (аш-Шанги). В Согратле сначала был муфтием Курбанилмухаммед из Бацады. Когда его назначили наибом там же его заменил Хаджимухаммед, сын известного служителя (абид) ал-Хаджи Абдурахмана из Согратля. В вилайате Чарбили учитель имама Лачинилав из Хариколо.

Вышеперечисленных ученых я лично много раз видел, встречался с ними, был хорошо знаком с ними, с их положением. Что касается тех, кто был раньше них и после них то я не знаю о них.

Книга: «‎Абдурахман из Газикумуха. «Книга воспоминаний»‎, Дагестанский научный центр РАН. Институт истории, археологии и этнографии, Махачкала 1997г, стр. 86