История Джума мечети Гази-Кумуха

Отрывок из документального фильма Ахмада Алишаева - История Кумуха, история древней мечети Кумуха

История джума мечети Гази-Кумуха

Отрывок из документального фильма Ахмада Алишаева "История Кумуха"

В 777 году завершается строительство джума-мечети в Гази-Кумухе на внутренней стене сохранилась надпись: “в 160 году хиджры священную мечеть построили они ради благочестия перед Всевышним, Абу Муслим да будет над ним Милость Аллагьа

825 году по хиджре и в 1529 году по григорианскому календарю в надписи были сделаны некоторые исправления и в дальнейшем надписи ни раз обновлялись в ходе ремонтных работ.

По своему архитектурному стилю мечеть относится к самому раннему этапу строительства, это и купол круглой формы и отсутствие минаретов, их стали строить значительно позже. В центральной её части есть и второй этаж с каменной лестницей, на передней части михраба есть надписи на арабском языке: “Рай это дом щедрых людей, а Ад скупых”, а также некоторые аяты из Корана.

Помимо резных окон для освещения есть и акустические углубления, служившие своеобразными динамиками, чтобы прихожане могли слышать речь имама в любом уголке мечети.
Пол выложен тесаным камнем напоминающий плитку нашего времени. После реставрации был сделан деревянный настил для удобства и тепла также имелся бассейн с проточной водой для омовения. К сожалению, с годами от него ничего не осталось.

Именно к этому времени относятся многочисленные записи арабских биографов в которых говорится о том что в Дагестан было отправлено значительное количество арабских переселенцев. Только в Дербентском районе осело около 24000 семей, которые строили города и населённые пункты, обживая этот горный край и одновременно распространяя религию Ислама. Неудивительно, что часть из них попадает и в Гази-Кумух. Именно тогда начинается строительство мечети о древности которой свидетельствует сохранившиеся небольшие углубления в стене по обе стороны михраба называемые арабами - максурами в них можно было свободно, уединившись от посторонних глаз, заниматься богослужением. Как элемент архитектуры такие помещения встречаются только на ранних этапах строительства мечетей, как на территории халифата, так и в других местах.