Газикумухское шамхальство Часть 1

Газикумухские шамхалы, газикумухское шамхальство

Газикумухское шамхальство Часть 1
Казикумухское шамхальство часть 1 (фото: welcomedagestan.ru)

Газикумухское шамхальство (конец XVI — первая половина XVII в.)

Шамхальство. Часть 1

Источник: Б. Г. Алиев, М.-С. К. Умаханов «Историческая география Дагестана XVII-нач. IXI в.‎», c.193-199.

Наиболее крупным политическим образованием Среднего Дагестана XVI—XVII вв. было Казикумухское шамхальство.

Наиболее раннее высказывание по поводу границ Казикумухского шамхальства содержится в работе известного востоковеда XIX в. А. Бакиханова, писавшего, что «смутным было положение в Дагестане», когда «Чубан-шамхал (т. е. казикумухский шамхал — авт.), владевший всем краем от границ Кайтака, Кюринского округа, Аварии, Черкесии и реки Терека до моря Каспийского, умер в Буйнаке в 982 (1574 г.) Его сыновья разделили между собой все владения. Эльдар избрал своим местопребыванием Буйнак и Тарки. Мухаммед остался в Казанище, Андий — в Кафыр-Кумыке, Гирей — Гили и управляли они своими уделами независимо друг от друга».

«Казикумухским» шамхальство названо от названия главной резиденции его правителей или шамхалов — селения Кумух (Гумук). Согласно преданиям, зафиксированным еще в сер. XIX в., происхождение названия резиденции и самих казикумухских шамхалов объясняется следующим образом: «ко времени прихода арабов (или аравитян) в половине VIII в. у лакцев не было царя или другого феодального правителя и народ управлялся старшинами», и перемена веры у лаков произошла весьма легко, без малейшего сопротивления. 

Жители Гумука сами прислали выборных к арабскому полководцу Абу-Муселиму просить о посылке к ним наставников в новой вере. Абу-Муселим сам отправился в Гумук, построил там мечеть в 777 году по Р. X. назначил кадиев, а для управления народом поставил Шах-Баала: имя это впоследствии обратилось в титул шамхала.

Шамхалам, кроме страны лаков, подчинялись еще многие общества и владения Дагестана. Гумукцы, гордясь принятием новой веры прежде других, присоединили к названию своего селения почетный арабский титул гази или кази; затем название «Кази-Гумук», или Казикумух, обратилось в название всей страны и народа».

Согласно этим данным, «Казикумух служил местопребыванием шамхалов до конца XVI века; около этого времени шамхалы начали жить зимою в Тарках или Буйнаке, а летом переезжали в Казикумух».

Шамхалы управляли казикумухцами до 40-х годов XVII в.: после антишамхальского выступления казикумухцев последующие шамхалы уже не переезжали в Казикумух, полностью обосновавшись в Тарках.

Согласно имеющимся документальным данным 1604 г., Тарки представлял из себя небольшое «городищо в Кумытцкой земле от морского берега версты 3 две, изстари город бывал каменной, стоит на горе; а та гора поотошла от больших гор к морю гребнем, и по ней лес большой, а верх сажен с 30, и ныне на той горе на само верху стоит башня каменная. Внизу от верху сажен с 20 и болши стоит на той же горе двор шевкалов, палаты каменные и избы. Позади шевкалова двора башня другая каменная да годище старое. А ниже шевкалова двора на самом низу мечеть каменная, дворов чорных с 300 и живут пашенные люди. И без людей в Тарках не бывает»».

Как установлено исследователями, Казикумухское шамхальство «до конца XVI в. включало не только земли на плоскости и предгорьях, заселенные в основном кумыками, но и лакский Казикумух», а до середины XVII в. и земли, населенные верхнедаргинцами и другими народами Дагестана. Говоря более конкретно, в шамхальство Казикумухское входили все кумыкские селения и владений уцмия Кайтагского и от Каспийского моря на запад до ские общества, Акушинский, Усишинский, Цудахарский, Мекегинский и Мугинский союзы сельских общин. Границы его простирались с севера на юг от Кабарды и реки Терек вдоль Каспия до владений уцмия Кайтагского и от Каспийского моря на запад до владения Аварского ханства.

Временами власть шамхала распространялась не только па указанную территорию. По мнению Р. М. Магомедова, власть шахбала или шамхала «распространялась и на всю Чечню». Е. Н. Кушева еще в 1963 г. писала, что «В перечне доходов дагестанского шамхала, который исследователи относят к XV—XVI вв., назван «весь Мичигыш» как собственность шамхала», что, «когдав конце XVI — начале XVII в. в Северном Дагестане образовалось сильное Эндерейское владение в соседстве с восточными чеченскими племенами, эти племена попали в зависимость от Эндери», стали платить подати эндерейским правителям.

Ссылаясь на сведения чеченского этнографа середины XIX в. У. Лаудаева о том, что у основателя шамхальства, по чеченским преданиям, «было несколько сыновей, из них младший, называемый Начхой, взял себе уделом землю в горах и сделался родоначальником чеченцев», В. Г. Гаджиев утверждает, что «приняв ислам, чеченцы согласились платить ясак шамхалу, называвшемуся валием Дагестана». «Повествование об Али-беге андийском...», опубликованное М. А. Агларовым и Т. М. Айтберовым, содержит сведения о харадже, состоящем «из различных видов имущества (мал): денег, зерна и коров», взыскиваемом в пользу Алибега андийского с жителей «всех задних и южных гор, начиная от гор Салатав вплоть до Шубута на западе, а со стороны Кибли вплоть до Большой реки» (или Андийское Койсу).

Шамхалу же подать-джизию платили «жители селения (кариат) Байнан» — «десять кайлов с [тамошнего] месторождения черного масла» (т. е. нефти).

В. Г. Гаджиевым проделана большая поисковая работа длпоказа на основе источников границы распространения власти казикумухских шамхалов. По его мнению, «документально доказано, что в расположенном в центральном Дагестане Гидатле и в пограничном с чеченцами Анди имелись ставленники шамхалов» и «их потомки в последующие времена продолжали играть в указанных обществах главенствующую роль».

Х.-М. Хашаев в 1969 г. писал, что гидатлинские шамхалы были, вероятно, выходцами из дома казикумухских шамхалов, что в селе Урада в местности Цинит сохранились развалины их дома. Существует предание, опубликованное Х.-М. Хашаевым, о гидатлинском шамхале. 

Записано оно было у жителей села Хучада. По преданию, «в сел. Хучада жили не гидатлинцы, а представители другого племени, вероятно, ахвахцы. Они имели своего хана, которого называли шамхалом; последний призвал на помощь аварского нуцала, и они решили совместно напасть на Хучаду.

Они подговорили одного из слуг хучадинского шамхала, чтобы тот дал сигнал, когда шамхал со своими нукерами выедет в соседнее селение. Слуга дал условный сигнал — вывесил из окна во всю длину пятиэтажной башни шамхала длинный кусок белой материи. Увидев это, войска аварского нуцала и гидатлинского шамхала напали на Хучаду и сожгли все селение, часть людей перебили, а часть взяли в плен. Хучадинский шамхал, ничего не подозревая, возвращался из поездки и наткнулся на засаду, был схвачен и убит вместе со своими людьми. После гибели хучадинского шамхала территория Хучады досталась гидатлинскому шамхалу...».

Важно подчеркнуть, что X.-М. Хашаев не сомневался в том, что в Гидатле были шамхалы. Потомки гидатлинских шамхалов жили в селениях Тидиб, Урада и Гинта, владели большими пастбищами в горах, называемых... «Шамхальскими горами», и получали подати от многих селений».

В. Г. Гаджиев собрал и опубликовал буквально все сведения, в которых речь идет о каких-либо формах зависимости сельских обществ Дагестана от шамхалов казикумухских, начиная еще с древних времен. В его статье есть «прямые сведения, позволяющие судить о зависимости Чамалала от шамхалов». При этом он ссылается на опубликованное Т. М. Айтберовым6 письмо шамхала Сурхая от середины XVII в. к аварскому хану Дурги-Нуцалу с просьбой оказать содействие во взыскании причитавшегося ему хараджа с чамалалов.

Однако, на наш взгляд, это обстоятельство не может быть особо убедительным основанием для предположения, что «В свете этих данных вполне допустимо и то, что находящиеся межу Анди и Чамалалом или в соседстве с ними союзы сельских общин Татбури, Технуцал, Ратлу-Ахвах, Кель, Карах могли быть зависимы от шамхалов» (казикумухских — авт.). Для таких утверждений должны быть более убедительные аргументы, так как были известны и гидатлинские шамхалы, (ближе расположенные к этим обществам, чем казикумухские шамхалы.

Несомненно, что сильное влияние казикумухские шамхалы имели на верхнедаргинцев, объединенных в союз Акуша-Дарго, включавший Акушинский, Мекегинский, Цудахарский, Усишинский и Мугинекий союзы сельских общин. Однако, как отмечено исследователями, с «конца XVI—начала XVII вв. начинается период распада шамхальства Казикумухского, в связи с чем слабеет власть шамхала и над Акуша-Дарго.

А с перемещением в середине XVII в. центра шамхальства в Тарки верхнедаргинцы окончательно отделились от него»3. Этот факт привлек внимание и В. Гаджиева, отмечающего, что «зависимость Акуша-Дарго от шамхальства в настоящее время считается установленным фактом», и приводящего сообщение переписчика труда Аль-Газали «Ихйа улум ад-дин» (Воскрешение наук о вере) Хизри, сына Ахмеда о том, что эта книга «переписана в 1507 г. в сел. Акуша, в одном из аулов Казикумуха».

В статье В. Г. Гаджиева есть сведения и о том, что некогда (в период исламизации Аварии) казикумухскому шамхалу подати платили и владетели Хунзаха, о чем, по его мнению, явно свидетельствует «Перечень доходов шамхалов». Подобного характера сведения приведены им и относительно Кайтагского уцмийства. Он пишет, что «Своеобразными были и взаимоотношения шамхала с Кайтагом. 

В пору первоначального образования владетели Кайтага,... были поставлены в зависимость от шамхалов», но якобы в период монголов эти отношения прекратились. Однако, гдето в XIV—XV вв. «на кайтагском престоле воцарился племянник шамхала» и «между уцмием Кайтага и его дядей шамхалом должны были сложиться отношения, по крайней мере, как между «старшим и младшим»», и по словам В. Г. Гаджиева источники «свидетельствуют об особой активности шамхалов в XIV—XV вв. в Кайтаге и особенно в его нагорной части».

Приведен им и обнаруженный в сел. Ашты эпиграфический памятник, показывающий, что «жители Зирих-герана (Кубани — В. Г.) «находились в политической зависимости от шамхалов и платили им харадж (поземельный налог)», а также свидетельствующий об отдаче территории селения Худуц «шамхальцами жителям Ан. дж. б. к. Ангибачи», которая «была зависима от шамхальства».

Далее В. Г. Гаджиев, ссылаясь на опубликованный Т. М. Айтберовым «Шиназский аноним», пишет о зависимости ряда рутульских сел (Уна, Пилек, Амсар, Кала, Шиназ и т. д.) еще в начале XVII в. (особенно шиназцев) от шамхалов. Приводит он свидетельства и о зависимости дахуров (Цахура собственно) от шамхалов, что, по его мнению, могло иметь место до середины XVII в. пока Казикумухское шамхальство не распалось. В. Г. Гаджиевым приведены и сведения о зависимости от шамхалов казикумухских агульского селения Буркихан, сел. Рича и Гельхен, жителей сел. Хурюг.

Заслуживает быть отмеченной и фраза В. Г. Гаджиева о том, что «Поскольку зависимость от шамхалов приморской части вплоть до устья р. Терек никем не оспаривается, мы решили специально на этом вопросе не останавливаться. Однако укажем, что еще в «Записке», составленной в 1868 г. о владении шамхалов, подчеркивалось, что несколько веков шамхалы имели в полной своей зависимости большую часть Дагестана, а остальное население его, ровно как и многие сопредельные племена, признавали главенство их.

Касаясь этого вопроса, Х.-М. О. Хашаев подчеркивал, что власть шамхалов «распространялась в отдельные периоды и на весь Дагестан». И не случайно Е. Н. Кушева называла этого феодального владетеля «дагестанским шамхалом».

Для цитируемой здесь статьи В. Г. Гаджиева характерно стремление доказать вседагестанский (характер Казикумухского шамхальства. Только Дербент оказался, получается, вне поля внимания шамхалов казикумухских.

В задачу нашей работы не входит анализ истории образования Казикумухского шамхальства. Нас интересует в делом проблема реального распространения власти, влияния и границ Казикумухского шамхальства с конца XVI в. до его распада в середине XVII в.

Поэтому и уделяется такое большое внимание Казикумухскому шамхальству, которое действительно являлось полиэтническим государственным образованием, хотя назвать его общедагестанским государством довольно рискованно, поскольку даже в годы своего наибольшего расцвета оно не охватывало весь Дагестан одновременно. 

Кстати, отметим, что, вопреки процитированному выше утверждению В. Г. Гаджиева, Е. Н. Кушева на указанной им странице ее труда не ведет вообще речи о «Дагестанском шамхальстве», а пишет, как отмечено выше, о «дагестанском шамхале», что, на наш взгляд, не одно и то же. 

Буквально на следующей странице труда Е. Н. Душевой шамхал назван правителем «Кумыкской» области. Но еще более четче об этом говорят ее слова: «Достоинство шамхала не было в XVI—XVII вв. наследственным по прямой линии, не было оно тогда закреплено и за тарковскими владельцами... Шамхалов выбирали из старших членов шамхальского рода разных феодальных владений Кумыцкой земли».

Источник: Б. Г. Алиев, М.-С. К. Умаханов «Историческая география Дагестана XVII-нач. IXI в.‎», c.193.

Шамхальство часть 2