История шамхальского кладбища

История Лакии и история великих ученых живших в Гази-Кумухе

История шамхальского кладбища
История шамхальского кладбища (фото: rzopik.ru)

Кладбище шамхалов в Кумухе

Кладбище Шамхалов (Симирдалов. Старинные лакские социальные термины «симирдал» и «цумучу» употреблялись в значении «правители» (множественное число си-ми-рдал и цим-и-рдал); цуму-сса «благородный, знатный».  Об этимологии этих терминов см. Каяев А. А. Лакский язык и история. Энциклопедический словарь. М. 2006. С. 358-359;

Абдуллаев И. Х. Междагестанские и межкавказские языковые контакты. Историко-этимологические, ареальные и ономастические исследования. Махачкала. 2015. С. 209-215. ). (Объект охраны культурного наследия).

I. Кладбище шамхалов (феодальных правителей в XII-XVII вв.) расположено на южной окраине селения Гази-Кумух. Кладбище имеет небольшой уклон рельефа с запада на восток. Территория кладбища, сохранившаяся в настоящее время, разделена на две части - южную и западную. В южной части кладбища захоронены представители шамхальского рода (клана).

Шамхальское кладбище

Фото: rzopik.ru

Стелы, воздвигнутые на могилах представителей этого рода, представляют собой плоские каменные плиты до 2 м высотой около 70 см шириной. Стелы имеют антропоморфную форму, т.е. напоминают фигуру человека. Западная и восточные (лицевая и реверсная) плоскости стел украшены высеченными орнаментами и надписями. На лицевой (западной) стороне стел высечена эмблема (герб), документирующая принадлежность погребенного к роду шамхалов.

Шамхальское кладбище в Кумухе

Фото: prlib.ru

Герб шамхалов

Шамхальская эмблема представляет собой розетку каплевидной формы, по обе стороны которой, иногда расположены розетки в виде цветка. Вокруг шамхальской розетки выгравированы надписи на арабском языке с именем покойного и датой его смерти, а также многочисленные надписи исторического и религиозного содержания.

Герб шамхалов

Фото: welcomedagestan.ru

На шамхальском кладбище в Кумухе настоящее время идентифицировано 35 стел. Впервые шамхальское кладбище было описано известным ученым Али Каяевым. Но его исследование в силу арестов и высылки ученого за приделы Дагестана в 30 гг. XX в. осталось не изданным.

Шамхальское кладбище в Гази-Кумухе

Фото: rzopik.ru

Следующим исследователем кладбища шамхалов Гази-Кумуха был известный отечественный ученый Лавров Л. И. В своем капитальном труде «Эпиграфические памятники Северного Кавказа он писал: 

«… В последствии у историков сложилось неправильное представление, будто шамхалы это исконно кумыкская по происхождению династия, издревле имевшую свою резиденцию в Тарках. Это недоразумение стало очевидным после того, как в 1951г. мы обнаружили семейное кладбище шамхалов XVI-XVII вв. в лакском селении Кумух. В предварительном сообщении об этом мы писали: «Открытие этого кладбища в Кумухе доказывает, что центром шамхальства до XVII в. были не Тарки, а Кумух. Теперь можно объяснить многое, казавшееся непонятным в истории Дагестана. Так, стало ясным, почему шамхала, выступавшего против Тимура в 1396 г., персидские источники называют не тарковским или кумыкским, а лакским (гази-кумухским); почему в XV в. кайтаки, не боясь шамхала, свободно грабили проезжих у самых стен Тарки; почему не в Тарках, а в Кумухе сохранились старинные памятники дагестанской архитектуры (замок (?), известный с XIII в., и две мечети, принадлежащие к числу древнейших в Дагестане); почему не Тарки, а Кумух в старину привлекал к себе всякого рода строителей, ремесленников разных специальностей, торговцев, религиозных проповедников и т.д.; наконец, почему Грузия, находящаяся далеко от Тарков и сравнительно близко от Кумуха, являлась объектом частых набегов, которые организовывали шамхалы».

Шамхальское кладбище, Али Каяев

Фото: prlib.ru

Находка кладбища шамхалов в Кумухе многим казалась неправдоподобной и вызвала специальную командировку в Кумух арабиста из Дагестанского филиала Академии наук М.С. Саидова для проверки фактов, изложенных нами в докладе, который был зачитан в этом филиале в 1951 г. Следом за нашей публикацией арабских надписей Шамхальского кладбища вышла публикация и М.С. Саидова тех же надписей. Относительно самой шамхальской эмблемы можно сказать следующее: Известный дагестанский востоковед А.Р. Шихсаидов проследил эволюцию шамхальской розетки во времени.

Кумух, Шамхальское кладбище

Фото: prlib.ru

Выявленный им надмогильный памятник из с. Хури (расположен недалеко от Гази-Кумуха) показывает, что использование каплевидной розетки, как символа принадлежности к роду шамхалов, может быть прослежено с последней трети ХIV в., в дальнейшем шло, развитие иконографии данной эмблемы, известной нам на погребальных стелах XVII в. как «шамхальская эмблема каплеобразной формы с двумя розетками по бокам».

Зиярат шейха Хаджи-Абакара

II. Помимо шамхальских погребений на этом кладбище также находился зиярат известного шейха Хаджи-Абакара. Этот памятник культурного наследия был уничтожен в 30-е годы XX в. непосредственно в месте его расположения была проложена дорога, ведущая к молочно-товарной ферме колхоза им. С. Габиева. О зиярате Хаджи-Абакара, дагестанский историк Али Каяев сообщает следующее:

«Рядом с кладбищем Симирдалов находился зиярат [шейха] Хаджи-Абакара. Во время засухи, когда не шли дожди, мужчины джамаата Гази-Кумуха посещали этот зярат, где обращались с мольбами к Всевышнему с просьбой о ниспослании дождя. В 1877 году, во время восстания в Дагестане, один из его предводителей, Фата-Али-бек (выходец из рода гази-кумухских ханов), отправляясь к местам боевых действий завещал похоронить его не на родовом ханском кладбище, а рядом с могилой шейха Хаджи-Абакара. Когда Фата-Али-бек пал в сражении на левашинских полях, его тело, согласно завещанию, привезли в Гази-Кумух и похоронили рядом с могилой Хаджи-Абакара».

Фата-Али-бек

III. Надмогильный камень Фата-Али-бека был обнаружен во время разведочной экспедиции Фонда исторических и гуманитарных исследований им. Али Каяева и установлен на месте его нахождения. Сведения о Фата-Али-беке содержатся в рукописной работе Али Каяева «История восстания 1877 года в Дагестане и Чечне»: 

«Фата-Али-бек уроженец сел. Гази-Кумух. Выходец из рода лакских ханов - является сыном двоюродного брата по мужской линии последнего правителя Лакии Аглар-хана Башир-бека. Последний вместе с семьей бежал к имаму Шамилю. Имам назначил его своим наибом. Фата-Али-бек недолго пробыл у имама Шамиля. Он вернулся в Гази-Кумух к Аглар-хану, и стал его нукером. После пленения Шамиля русские власти пожаловали ему офицерский чин. Он был назначен наибом Вицхинского, а затем Мукаркинского магалов Гази-Кумухского округа. Незадолго до восстания Фата-Али-бек по инициативе начальника Лакского округа полковника Чембера за самоуправные действия был смещен с поста наиба. Чуть позже было отправлено распоряжение губернатора об его аресте. Во время восстания 1877 г Фата-Али-бек встал на сторону повстанцев и возглавил ополчение в несколько сотен человек. Отправляясь на театр боевых действий, и предчувствуя, что не вернется живым, он завещал, чтобы его похоронили не на родовом (ханском) кладбище, а рядом с почитаемой могилой ученого и шейха Хаджи-Абакара. Фата-Али-бек пал в самом начале боя, в сражении под Левашами. Оставшиеся без командования отряды восставших были разбиты. Гибель Фата-Али-бека стала началом поражения восстания».

На западной части шамхальского кладбища (в настоящее время территория бывшей колхозной МТФ) были также расположены могилы представителей рода наследственных кадиев Гази-Кумухского Шамхалата и известных ученых.

Хаджи-Муху ад-Дин

IV. В частности, согласно источникам, здесь был похоронен родоначальник рода наследственных кадиев Гази-Кумухского Шамхалата шейх Хаджи-Муху ад-Дин, он был крупным ученым и шейхом ХV века.

Али ал-Гумуки

V. Зиярат известного исламского ученого Али ал-Гумуки (Али аль Кабир), который умер в 1528 году. Из его сочинений до наших дней дошли «Аль-Мухтасар», «Дурар ал-азкар», «Варир ал-запар». В работе «Аль-Мухтасар» рассматриваются вопросы исламской догматики, права и вопросы суфизма. «Аль-Мухтасар» неоднократно комментировался учеными Дагестана и Египта, переводился на многие языки народов Северного Кавказа, широко распространялся как в рукописных, так и в печатных изданиях. Из комментариев к «Аль-Мухтасару» наибольшей популярностью пользовалась работа «Мухаммадийа», принадлежащая перу Мухаммаду Абдусаламу ад-Дагестани и комментарий крупного египетского законоведа, профессора Аль-Азхара Абдаллаха аш-Ширкави (ХVIII в.) 

О степени популярности «Аль-Мухтасара» говорит тот факт, что он в течении 1905-1915 гг. выдержал более 15 изданий на арабском и местных языках в типографии М. Мавраева в Темир-хан-Шуре. В настоящее время это, пожалуй, один из самых распространенных арабоязычных трактатов в Дагестане. Что касается трактатов «Дурар ал-Азкар» и «Варир ал-запар», то они имели в свое время (ХVI-ХVII вв.) широкое хождение в кругах исламских богословов. В них в популярном изложении освящались вопросы ислама, комментировались хадисы, нормы исламской морали. У дагестанского ученого Назира из Доргели имеются упоминания о том, что перу Али ал-Гумуки (Али аль Кабир) принадлежит работа, известная под названием «Фулуки».

В 30-е годы зиярат Али ал Гумуки (Али аль-Кабир) был еще в полной сохранности. В годы советской «культурной революции» его постигла та же участь, что и сотни других культурно-исторических мест Дагестана: зиярат Али аль Гумуки был разрушен до основания, его надмогильный камень был разбит и оставшиеся части были использованы при возведении стен колхозной МТФ.

Мухаммад аль Гумуки

VI. На этом же кладбище находился зиярат известного исламского ученого и просветителя ХVI века Мухаммада аль Гумуки. Его работы пользовались широкой популярностью среди богословов и верующих Северного Кавказа. Али Каяев пишет, что Мухаммадом аль Гумуки были написаны и глубоко изучались в дореволюционных медресе две его работы: «Бидаят ал -хидаят» («Начало правды») и «Зикрал-мавт» («Мысли о смерти»).

Оба трактата посвящены богословско-философским вопросам. Примечательно то, что сохранились отрывки из этих работ на лакском языке. Могила и зиярат Мухаммада аль Гумуки также подверглась варварскому уничтожению в 30-е годы при строительстве МТФ колхоза.

Автор: Каяев И.А.