Возрождение духовного наследия арабских миссионеров в Лакии (часть 2)
Памятники Лакии, величественный Гази-Кумух, доктор филосовских наук Буттаева Асият
Ученые Лакии и величественный Гази-Кумух
Составитель – д.филос.н, профессор Буттаева А.М.
Памятники погребальной и культурной архитектуры в Гази-Кумухе
Одним из регионов, связанных с Дагестаном узами научного и духовного обмена был Йемен. На культурном пространстве Халифата Йемен в течение некоторого времени был очагом образования и культуры. Города Зубайд, Аден, Сана, Хадрамаут славились своими научными центрами.
Наравне с главными городами Халифата – Меккой, Мединой, Багдадом, Басрой – в города Йемена приезжали ученые из многих стран. Среди выдающихся йеменских ученых, таких как Амр ибн ‘Али ибн Сумурра ал-Джа‘ади (ум. 1190 г.), Баха’ ад-Дин Мухаммад ибн Йусуф Йа‘куб ал-Джанади ал-Кинди (ум. 1331 г.), и др., достойное место занимает Ахмад ал-Йамани (ум. 1450 г.). Могила шейха Ахмада ал-Йамани прямого потомка пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в Гази-Кумухе.
Крупный религиозный деятель. Известен в Багдаде, Аль-Азхаре, Каире где он занимался преподавательской деятельностью. Узнав о том, что Гази-Кумух является одним из крупнейших Исламских центров, Ахмад аль-Йамани решил туда переселиться в 1428 г.
В Кумухе он написал 6 книг, до нас же дошли 2-3 книги. Этико-догматический трактат «Вафкь ал мурад» («Соответствие предмету желаний»), «Зад ал ахира», «Муджмал». В Гази-Кумухе он женился. У него было 5 детей, прожил он в Гази-Кумухе 22 года.
Надмогильный камень Ахмада Аль Йамани
Умер Ахмад аль-Йамани в 1450 году (854 г. по х.) во время эпидемии чумы от этой же болезни скончались, и некоторые члены его семьи, о чём свидетельствуют надписи на надгробной плите. Похоронены они на кладбище известного как “Йаманитурал хIаталлу”, что в переводе с лакского означает “Кладбище яманитов”. Место захоронения отреставрировано его посещают люди.
Могила Гази-Мандала (первая четверть Х в.)
Могила Гази-Мандала расположена в старинном гази-кумухском квартале «Цувади». Впервые этот памятник упоминается в 1894 г. статье А. М. Алиханова-Аварского в «Тифлисском листке». Позднее, текст эпитафии и статья о Гази-Мандала опубликован дагестанским ученым А. Каяевым. Впоследствии текст эпитафии был издан М. С. Саидовым и А. Р. Шихсаидовым.
Текст эпитафии гласит: «Это камень ал-Мандалы б. Абдаллаха. Пал шахидом в 311 году». Собственно надмогильный камень датируется первой четвертью Х века н.э. (311 г. х. = 21.IV.923 – 8.IV.924 г). Это самый ранний сохранившийся памятник исламской культуры в Нагорном Дагестане.
В связи с тем, что надмогильный памятник Гази-Мандалы в результате тысячелетнего природного воздействия был поврежден, житель Гази-Кумуха Ахмед Бугаев с целью сохранения надписи перенес текст эпитафии на новый, прочный камень и установил его на месте прежнего. Исходный надмогильный камень он вложил в стену возведенного зиярата.
Могила Гази-Мандала.
Этот погребальный памятник, несмотря на свою значительную культурно-историческую значимость, до настоящего времени, также не внесен в реестр объектов культурного наследия.
Могила Гази-Калантара (конец ХI-начало ХII века)
Могила Гази-Калантара (Амир-Калантар), миссионера прибывшего в Гази-Кумух из Мекки в XI веке, находится в старинном в гази-кумухском квартале «Гъурнал-ал». Эпитафию на его надмогильном камне и ее перевод опубликовал Л. И. Лавров. Текст эпитафии на надмогильном камне гласит: «Это могила защитника религии и распространителя ислама Калантара».
Сведения о личности Гази-Калантара имеются в одном из списков «Тарих-Дагестан» и «Материалах по истории лаков» А. Каяева.
Хроника «Тарих Дагестан» связывает с именем Калантара сына султана Хайдара исламизацию Лакии и сопредельных территорий Дагестана и воцарение в Гази-Кумухе шамхальской династии.
Али Каяев, в статье «Гази-Калантар бин султан Хайдар» приводит ряд дополнительных сведений об этой легендарной личности.
Могила Гази-Калантара до и после реставрации.
Он пишет, что Гази-Калантар был сельджуком, который прибыл в Лакию на рубеже ХI-ХII в., для исламизации дагестанских земель. Он совершил множество газийских походов и исламизировал большую часть лаков, а также частично даргинцев и аварцев. В конце XI века в Кумухе шамхалы утвердили ислам государственной религией. Кумух стал основным форпостом ислама в Лакии.
Могила Гази-Калантара.
К сожалению, несмотря на очевидную ценность этого памятника, датируемого началом ХII вв., он до настоящего времени не внесён в реестр объектов культурного наследия.
Могила и зиярат исламского ученого Али ал-Гумуки
В западной части шамхальского кладбища находилась могила известного исламского ученого Али ал-Гумуки (Али аль-Кабир), который умер в 1528 году.
Из его сочинений до наших дней дошли «Аль-Мухтасар», «Дурар ал-азкар», «Варир ал-зафар», в которых в популярном изложении излагались принципы догматики ислама, комментировались хадисы, излагались нормы исламской морали.
В трактате «Аль-Мухтасар» были также рассмотрены принципы исламского права и вопросы суфизма. В настоящее время «Аль-Мухтасар» это один из самых распространенных арабоязычных трактатов в Дагестане. О степени популярности «Аль-Мухтасара» говорит тот факт, что он в течении 1905-1915 гг. выдержал более 15 изданий на арабском и местных языках в типографии М. Мавраева в Темир-хан-Шуре. В настоящее время это, пожалуй, один из самых распространенных арабоязычных трактатов в Дагестане.
В начале 30-х годов зиярат Али ал-Гумуки (Али аль-Кабир) был еще в полной сохранности, но в годы советской «культурной революции» его постигла та же участь, что и сотни других культурно-исторических мест Дагестана: могила и зиярат Али аль Гумуки были разрушены до основания, а его надмогильный камень был разбит и оставшиеся части были использованы при возведении стен колхозной молочно-товарной фермы.
Могила и зиярат Мухаммада аль-Гумуки
В западной части кладбища симирдалов находилась могила и зиярат известного исламского ученого и просветителя ХVI века Мухаммада аль Гумуки. Его работы пользовались широкой популярностью среди богословов и верующих Северного Кавказа.
Али Каяев пишет, что Мухаммадом аль Гумуки были написаны две работы: «Бидаят ал-хидаят» («Начало правды») и «Зикр ал-мавт» («Мысли о смерти»), которые глубоко изучались в дореволюционных медресе Дагестана.
Могила и зиярат Мухаммада аль Гумуки также подверглась варварскому уничтожению в 30-е годы XX в. при строительстве молочно-товарной фермы колхоза.
Джамалуддин Казикумухский
Джамалуддин Казикумухский (1788 или 1792, Кумух — 1866, Стамбул) — дагестанский духовный и общественный деятель, учёный, шейх накшбандийского тариката, учитель имама Шамиля.
Дочь Джамалуддина Загидат была женой имама Шамиля. Имам Шамиль выдал своих дочерей за двух сыновей шейха Джамалуддина – Абдуррахмана и Абдуррахима. Своего сына имам Шамиль назвал в честь шейха Джамалуддина. (Джамалуддин – «прорусский» сын имама Шамиля).
Джамалуддин Казикумухский.
Шейх Джамалутдин в тухуме Сеид-Гусейновых
Генеалогические корни этого тухума идут от правнука пророка Мухаммеда по дочери его Патимат. Вместе с Абу-Муслимом, прибывшим в VIII в. в Дагестан, был и правнук пророка Мухаммада [саллаллагьу алейгьи ва саллям] Сейд-Гусейн, который впоследствии и обосновался в Кумухе. Это подтверждает известный ученый Замир-Али (Али Каяев).
Дом Джамалуддина Казикумухского.
Могила Джамалуддина Казикумухского, Турция, Стамбул.
У Макабуты Сеид-Гусейнова было двое сыновей: старший — Курбан-Магомед и младший — Джамалутдин. Отец заметил незаурядные способности младшего и рано отдал его в учение к местным кадиям. После учебы в Кумухе мальчика отправили к другим арабистам. Учился он не только в Дагестане, но и в Астрахани, и в Турции.
Джума-мечеть Гази-Кумуха (778-779гг.)
В 777 году завершается строительство джума-мечети в Гази-Кумухе на внутренней стене сохранилась надпись: «в 160 году хиджры священную мечеть построили они ради благочестия перед Всевышним, Абу Муслим да будет над ним Милость Аллагьа».
Джума-мечеть Гази-Кумуха.
По своему архитектурному стилю мечеть относится к самому раннему этапу строительства, это и купол круглой формы и отсутствие минаретов.
В центральной её части есть и второй этаж с каменной лестницей, на передней части михраба есть надписи на арабском языке: «Рай это дом щедрых людей, а Ад скупых», а также некоторые аяты из Корана.
Кладбище шамхалов (симирдалов)
Объект охраны культурного наследия. Статус региональный. Кладбище шамхалов (феодальных правителей Гази-Кумухского шамхальства) расположено на южной окраине сел. Гази-Кумух. Кладбище имеет небольшой уклон рельефа с запада на восток.
Территория кладбища разделена на две части - южную и западную. В южной части кладбища захоронены представители шамхальского рода. Стелы, воздвигнутые на могилах представителей этого рода, представляют собой плоские каменные плиты до 2 м высотой, и около 70 см шириной. Западная и восточные (лицевая и реверсная) плоскости стел украшены высеченными орнаментами и надписями.
На лицевой (западной) стороне стел высечена эмблема, указывающая на принадлежность погребенного к роду шамхалов. Эмблема представляет собой центральный символ (розетка) каплевидной формы, по обе стороны которой, иногда расположены розетки в виде цветков.
Кладбище шамхалов (симирдалов).
На лицевом фасе памятников выгравированы надписи на арабском языке с именем покойного и датой его смерти, а также дополнительные надписи исторического и религиозного содержания.
Герб шамхалов
Шамхальская эмблема представляет собой розетку каплевидной формы, по обе стороны которой, иногда расположены розетки в виде цветка. Вокруг шамхальской розетки выгравированы надписи на арабском языке с именем покойного и датой его смерти, а также многочисленные надписи исторического и религиозного содержания.
Герб шамхалов.
Могилы шамхальских ханов
Могилы шамхальских ханов.
На шамхальском кладбище в Гази-Кумухе настоящее время визуально идентифицируется 35 стел, датируемых преимущественно поздним периодом существования шамхальства (ХVI-ХVII вв.).
Впервые шамхальское кладбище в Гази-Кумухе было описано известным ученым Али Каяевым в 30-е годы ХХ века. Но его исследование по причине ареста и высылки ученого за пределы Дагестана в 1935-1943гг. осталось не опубликованным.
Следующим исследователем кладбища шамхалов Гази-Кумуха был петербургский кавказовед и этнограф Л. И. Лавров В исследовании «Эпиграфические памятники Северного Кавказа он отмечает, что у современных отечественных историков сложилось неправильное представление, будто шамхалы это исконно кумыкская по происхождению династия, издревле имевшая свою резиденцию в Тарках.
Это недоразумение стало очевидным после того, как в 1951г. Л. И. Лавров исследовал семейный некрополь шамхалов XVI-XVII вв. в лакском селении Гази-Кумух. Открытие этого кладбища доказывает, что центром шамхальства до середины XVII в. были не Тарки, а Гази-Кумух.
Этот факт объясняет многое, казавшееся непонятным в истории Дагестана. В частности стало ясным, почему шамхала, выступавшего против Тимура в 1396 г., персидские источники называют не тарковским или кумыкским, а гази-кумухским; почему в XV в. кайтаки, не опасаясь шамхала, свободно грабили проезжих у самых стен поселения Тарки; почему не Тарках, а в Кумухе сохранились старинные памятники дагестанской архитектуры (замок, известный с ХIII века и две мечети, принадлежащие к числу древнейших в Дагестане); почему не Тарки, а Кумух в старину привлекал к себе всякого рода строителей, ремесленников разных специальностей, торговцев, религиозных проповедников и т.д.
Могила (зиярат) шейха Хаджи-Абакара.
Помимо шамхальских погребений на этом кладбище также находился зиярат известного шейха Хаджи-Абакара. Этот памятник культурного наследия был уничтожен в 30-е годы XX в.
Непосредственно в месте его расположения была проложена дорога, ведущая к молочно-товарной ферме Кумухского колхоза им. С. Габиева. О могиле (зиярате) Хаджи-Абакара, Али Каяев писал следующее: «Рядом с кладбищем симирдалов находился зиярат [шейха] Хаджи-Абакара.
Во время засухи, когда не шли дожди, мужчины джамаата Гази-Кумуха посещали этот зиярат, где обращались с мольбами к Всевышнему с просьбой о ниспослании дождя.
В 1877 году, во время восстания в Дагестане, один из его предводителей, Фатали-бека (выходец из рода гази-кумухских ханов), отправляясь к местам боевых действий завещал похоронить его не на родовом ханском кладбище, а рядом с могилой шейха Хаджи-Абакара.
Когда Фатали-бек пал в сражении на левашинских полях, его тело, согласно завещанию, привезли в Гази-Кумух и похоронили рядом с могилой Хаджи-Абакара».
Могила шейха Хаджи Мухий ад-Дина
В западной части шамхальского кладбища находилась могила родоначальника династии наследственных кадиев Шамхалата шейха Хаджи Мухий-Дина. Это был шейх, известный ученый и активный религиозный деятель второй половины ХIV века.
В архиве Али Каяева сохранился подлинный документ, принадлежащий руке потомка шейха Хаджи Мухий ад-Дина, кади Зивуд ад-Дина, в котором дан перечень доходов шамхалов, хьириб-шамхалов и кадиев Шамхалата. Перечень бенефициаров отражает общественно-политическую организацию Шамхалата в конце ХV-начала ХVII века.
Список использованной литературы и интернет ресурсов в первой и второй частях статьи:
- Гаджиева А.М. "Лакские шейхи, валии и алимы". (Хlажиева Аь.М. Лакрал щайхтал, валитал, аьлимтал). – 2-е изд. –Махачкала, 2013.–279 с.
- Мусаев С.А. "Шейх Джамалуддин Гази-Кумухский. Гуманист-миротворец". Махачкала. ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2008.–424 с.+ 22 илл.
- Муати Фатима Фадль Авад. "Жизнь и творчество Ахмада ал-Йамани: к вопросу о культурно-исторических связях Ближнего Востока и Дагестана в X-XV вв.".
- Лакцы. Большая российская энциклопедия.
- Кази-Кумух – столица лакцев.
- Кладбище шамхалов в Кумухе.
- Шамхальское кладбище (кладбище Симирдалов).
- Старинная Джума-мечеть в селении Кумух.
- Дагестанские хроники. Дербенд-наме.
- Государство лакцев.
- Могила Гази – Мандалы в с.Кумух Лакского района.
- История шамхальского кладбища.
Составитель – д.филос.н, профессор Буттаева А.М.