Возрождение духовного наследия арабских миссионеров в Лакии (часть 1)

Историческое наследие Лакии, доктор филосовских наук Буттаева Асият

Возрождение духовного наследия арабских миссионеров в Лакии (часть 1)
Возрождение духовного наследия арабских миссионеров в Лакии

Наследие Лакии

Составитель – д.филос.н, профессор Буттаева А.М.

Начиная с VII в. и по ХVIII век на территорию Дагестана с Аравии переселилось около 1 200 000 миссионеров, которые обосновались в основном в Горном Дагестане, что составляло около 70% процентов от численности населения Нагорного Дагестана.

Карта расселения лакцев в Дагестане. Ярко-красным цветом обозначается территория Лакии в нагорном Дагестане

Карта расселения лакцев в Дагестане. Ярко-красным цветом обозначается территория Лакии в нагорном Дагестане.

Краткая справка о лакцах

Лакцы (само название – лак; авар. – тумал, даргинское –  вулугуни, лезгинское – яхулви; устар. – казикумухцы), народ в России.

 Живут в осн. в центр. части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы, несколько сёл – на западе Акушинского, юго-западе Дахадаевского, севере Рутульского и востоке Чародинского районов), часть – на равнине (в осн. Новолакский район), Махачкале, Каспийске, Хасавюрте и др. городах.

Численность 178,6 тыс. чел. (2010, перепись), из них в Дагестане – 161,3 тыс. чел., в Ставропольском крае – 2,6 тыс. чел., Кабардино-Балкарии – 1,5 тыс. чел., Москве – 2,2 тыс. чел. Живут также в Узбекистане (3,9 тыс. чел.), Туркмении (3,8 тыс. чел.), Таджикистане (1,8 тыс. чел.), Азербайджане (1,2 тыс. чел.) и др.

Общая числ. 190 тыс. чел. (2010, оценка).  Говорят на лакском языке. 94,2 % владеют русским языком Лакцы – мусульмане-сунниты. Лакцы – коренные жители Дагестана. Входили в Казикумухское ханство (шамхальство).

Гази-Кумух - село и административный центр Лакского района в Дагестане. Село Кумух (Гумик) известно по араб. источникам с 1-го тыс. н. э. Он расположен на берегу Казикумухского Койсу, притока реки Сулак. Присоединённое к России ханство было преобразовано в 1860 в Казикумухский окр. Дагестанской области.

С 1922 Лакский округ, с 1928 – кантон, с 1929 – район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть лакцев была переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.

Историческая справка о Гази-Кумухе

О первых государственных образованиях на землях Лакии – княжествах Гумик и Туман – упоминается в арабских источниках в связи с событиями VII в.

По данным тех же источников, лакцы наряду с частью аварцев длительное время (VI – X вв.) находились в составе одного феодального государства Серир (с арабс.трон), (с перс. страна гор).

Исторической столицей Лакии считается Кумух (Гумик) – один из древнейших  исторических, культурных и духовных центров Кавказа.

Первые достоверные сведения о Кумухе (Гази-Кумухе) относятся к VI веку нашей эры.

В VII веке Гази-Кумухское ханство на политической арене Дагестана упоминается как самостоятельное государство.

В VIII веке до н.э. слово «Лаки» встречается в анналах ассирийских царей.

В VIII веке (777-778гг.) в Кумухе была построена Джума-мечеть.

В XI – XII вв. в среде лакцев окончательно утверждается ислам.

Некоторые возражения по поводу насаждения ислама в Лакии

С середины VII века начинаются походы арабов на Дагестан. Первые крупные успехи арабов в Дагестане связаны с именем арабского полководца Джарраха ибн-Абдуллахом(722г).  Хотя местные хроники приписывают насаждение ислама в Дагестане Абу-Муслиму в 708, 709 и 716 годах. Но исследователи неоднократно  указывали, что в арабских источниках нет упоминания о насаждении Абу-Муслимом ислама в Дагестане.

Напротив, эти источники говорят о бытовании в тот период в Дагестане христианства, язычества.

Аль Масуди, арабский историк и путешественник (арабский Геродот) в X в. сообщал, что жители Гумика христиане. Источник XI в., комментируемый В. Ф. Минорским, называет лакцев неверными: "гумикские неверные напали на селение ал-Баба, убили много мусульман и разграбили их имущество затем наложив харадж (налог) на оставшихся в живых, они вернулись домой".

Правильнее считать, что ислам был занесён в Лакию вскоре после появления в Дагестане арабов, окончательное же его утверждение произошло в XI-XII вв.

Современный вид Гази-Кумуха

Современный вид Гази-Кумуха.

Хроника упоминания Гази–Кумуха в ряде средневековых исторических источников.

Историческая хроника «Дербенд-наме» сообщает под 115 годом хиджры (733-734 г.) о назначении в Кумух (Гумик) правителя арабским полководцем Масламой.

Гумик  также упоминается у арабо-мусульманского историка Абу-ль-Аббаса Ахмада аль-Балазури (IХв.) в его сочинении «Китаб футух ал-булдан» («Книга завоевания стран»).

Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди  (Х в.) – арабский историк, написавший работу энциклопедического характера, («арабский Геродот»), писал о владении (мулк) Гумик, жители которого «не подчиняются никакому царю, но имеют собственных правителей.

Ибн Русте (Абу-Али Ахмед Ибн-Омар, перс),  автор «Китаб ал-алак ан-нафиса» («Книга драгоценных ожерелий») сообщает о замке называемом ал-Ал -ва-Гумик.

Следующее по времени сообщение о Кумухе датируется   началом XII в.  В историческом сочинении  аль Масуда,  курдского собирателя местных документов,  приводятся документы, говорящие о наличии  около 1111 года  межгосударственных контактов  между Ширваном и Гумиком.

«Гази»

Приставка «гази» означает «борец за веру» и была приставлена к имени «Кумух» после завоевания его арабами.

Арабские наместники, потомки пророка Мухаммеда, выбрали Кумух как плацдарм для проникновения в горный Дагестан. Завоевателей привлекало то, что село расположено в центральной части Дагестана здесь сходятся дороги из всех областей.

Кумух одним из первых в Дагестане сменил зороастризм, христианство на ислам и принялся обращать в свою веру соседние территории.  Об этом говорит и дата на стене старинной мечети в Кумухе 778 год.  Сегодня этот действующий храм памятник федерального значения и гордость села. Конечно, с VIII века мечеть не раз перестраивали.

Старейшему зданию удалось уцелеть и в советское время, когда его превратили в колхозный склад. Рассказывают, что коммунисты вынесли на арбах из мечети и утопили в реке сотни уникальных книг.

Кумух продолжил миссионерские военные походы, сплотил соседние земли и стал столицей самого большого государственного образования на территории Дагестана Кази-Кумухского шамхальства, простирающегося от чеченских земель до Андийского Койсу.

Согласно сведениям исторической хроники «Тарих Дагестан», в начале ХIV в. среди земель, плативших поземельный налог кумухскому шамхалу, помимо лакских, был также ряд аварских, даргинских, лезгинских и кумыкских земель. 

С конца ХV в. шамхал Гази-Кумуха носит почетный титул «вали Дагестана», который имеет авторитет и прерогативу улаживать конфликты между различными обществами в нагорной части Дагестана. В течение XVI-XVII   веков отмечено продолжение территориального  роста государства Гази-Кумухских шамхалов.

Гази-Кумух был не только религиозным, но и крупным духовным центром, где уже сложились устойчивые традиции фикха, хадисоведение суфийской и исторической литературы.

В Кумухе действовала большое медресе университетского типа выпускники которого получив разносторонние знания и отличную подготовку имели огромный авторитет и были востребованы не только в странах Востока, но и в Европе.

Список использованной литературы и интернет ресурсов в первой и второй частях статьи:

  1. Гаджиева А.М. "Лакские шейхи, валии и алимы". (Хlажиева Аь.М. Лакрал щайхтал, валитал, аьлимтал). – 2-е изд. –Махачкала, 2013.–279 с.
  2. Мусаев С.А. "Шейх Джамалуддин Гази-Кумухский. Гуманист-миротворец". Махачкала. ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2008.–424 с.+ 22 илл.
  3. Муати Фатима Фадль Авад. "Жизнь и творчество Ахмада ал-Йамани: к вопросу о культурно-исторических связях Ближнего Востока и Дагестана в X-XV вв.".
  4. Лакцы. Большая российская энциклопедия.
  5. Кази-Кумух – столица лакцев.
  6. Кладбище шамхалов в Кумухе.
  7. Шамхальское кладбище (кладбище Симирдалов).
  8. Старинная Джума-мечеть в селении Кумух.
  9. Дагестанские хроники. Дербенд-наме.
  10. Государство лакцев.
  11. Могила Гази – Мандалы в с.Кумух Лакского района.
  12. История шамхальского кладбища.