Возрождение духовного наследия арабских миссионеров в Лакии (часть 1)
Историческое наследие Лакии, доктор филосовских наук Буттаева Асият
Наследие Лакии
Составитель – д.филос.н, профессор Буттаева А.М.
Начиная с VII в. и по ХVIII век на территорию Дагестана с Аравии переселилось около 1 200 000 миссионеров, которые обосновались в основном в Горном Дагестане, что составляло около 70% процентов от численности населения Нагорного Дагестана.
Карта расселения лакцев в Дагестане. Ярко-красным цветом обозначается территория Лакии в нагорном Дагестане.
Краткая справка о лакцах
Лакцы (само название – лак; авар. – тумал, даргинское – вулугуни, лезгинское – яхулви; устар. – казикумухцы), народ в России.
Живут в осн. в центр. части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы, несколько сёл – на западе Акушинского, юго-западе Дахадаевского, севере Рутульского и востоке Чародинского районов), часть – на равнине (в осн. Новолакский район), Махачкале, Каспийске, Хасавюрте и др. городах.
Численность 178,6 тыс. чел. (2010, перепись), из них в Дагестане – 161,3 тыс. чел., в Ставропольском крае – 2,6 тыс. чел., Кабардино-Балкарии – 1,5 тыс. чел., Москве – 2,2 тыс. чел. Живут также в Узбекистане (3,9 тыс. чел.), Туркмении (3,8 тыс. чел.), Таджикистане (1,8 тыс. чел.), Азербайджане (1,2 тыс. чел.) и др.
Общая числ. 190 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на лакском языке. 94,2 % владеют русским языком Лакцы – мусульмане-сунниты. Лакцы – коренные жители Дагестана. Входили в Казикумухское ханство (шамхальство).
Гази-Кумух - село и административный центр Лакского района в Дагестане. Село Кумух (Гумик) известно по араб. источникам с 1-го тыс. н. э. Он расположен на берегу Казикумухского Койсу, притока реки Сулак. Присоединённое к России ханство было преобразовано в 1860 в Казикумухский окр. Дагестанской области.
С 1922 Лакский округ, с 1928 – кантон, с 1929 – район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть лакцев была переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.
Историческая справка о Гази-Кумухе
О первых государственных образованиях на землях Лакии – княжествах Гумик и Туман – упоминается в арабских источниках в связи с событиями VII в.
По данным тех же источников, лакцы наряду с частью аварцев длительное время (VI – X вв.) находились в составе одного феодального государства Серир (с арабс.трон), (с перс. страна гор).
Исторической столицей Лакии считается Кумух (Гумик) – один из древнейших исторических, культурных и духовных центров Кавказа.
Первые достоверные сведения о Кумухе (Гази-Кумухе) относятся к VI веку нашей эры.
В VII веке Гази-Кумухское ханство на политической арене Дагестана упоминается как самостоятельное государство.
В VIII веке до н.э. слово «Лаки» встречается в анналах ассирийских царей.
В VIII веке (777-778гг.) в Кумухе была построена Джума-мечеть.
В XI – XII вв. в среде лакцев окончательно утверждается ислам.
Некоторые возражения по поводу насаждения ислама в Лакии
С середины VII века начинаются походы арабов на Дагестан. Первые крупные успехи арабов в Дагестане связаны с именем арабского полководца Джарраха ибн-Абдуллахом(722г). Хотя местные хроники приписывают насаждение ислама в Дагестане Абу-Муслиму в 708, 709 и 716 годах. Но исследователи неоднократно указывали, что в арабских источниках нет упоминания о насаждении Абу-Муслимом ислама в Дагестане.
Напротив, эти источники говорят о бытовании в тот период в Дагестане христианства, язычества.
Аль Масуди, арабский историк и путешественник (арабский Геродот) в X в. сообщал, что жители Гумика христиане. Источник XI в., комментируемый В. Ф. Минорским, называет лакцев неверными: "гумикские неверные напали на селение ал-Баба, убили много мусульман и разграбили их имущество затем наложив харадж (налог) на оставшихся в живых, они вернулись домой".
Правильнее считать, что ислам был занесён в Лакию вскоре после появления в Дагестане арабов, окончательное же его утверждение произошло в XI-XII вв.
Современный вид Гази-Кумуха.
Хроника упоминания Гази–Кумуха в ряде средневековых исторических источников.
Историческая хроника «Дербенд-наме» сообщает под 115 годом хиджры (733-734 г.) о назначении в Кумух (Гумик) правителя арабским полководцем Масламой.
Гумик также упоминается у арабо-мусульманского историка Абу-ль-Аббаса Ахмада аль-Балазури (IХв.) в его сочинении «Китаб футух ал-булдан» («Книга завоевания стран»).
Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди (Х в.) – арабский историк, написавший работу энциклопедического характера, («арабский Геродот»), писал о владении (мулк) Гумик, жители которого «не подчиняются никакому царю, но имеют собственных правителей.
Ибн Русте (Абу-Али Ахмед Ибн-Омар, перс), автор «Китаб ал-алак ан-нафиса» («Книга драгоценных ожерелий») сообщает о замке называемом ал-Ал -ва-Гумик.
Следующее по времени сообщение о Кумухе датируется началом XII в. В историческом сочинении аль Масуда, курдского собирателя местных документов, приводятся документы, говорящие о наличии около 1111 года межгосударственных контактов между Ширваном и Гумиком.
«Гази»
Приставка «гази» означает «борец за веру» и была приставлена к имени «Кумух» после завоевания его арабами.
Арабские наместники, потомки пророка Мухаммеда, выбрали Кумух как плацдарм для проникновения в горный Дагестан. Завоевателей привлекало то, что село расположено в центральной части Дагестана – здесь сходятся дороги из всех областей.
Кумух одним из первых в Дагестане сменил зороастризм, христианство на ислам и принялся обращать в свою веру соседние территории. Об этом говорит и дата на стене старинной мечети в Кумухе – 778 год. Сегодня этот действующий храм – памятник федерального значения и гордость села. Конечно, с VIII века мечеть не раз перестраивали.
Старейшему зданию удалось уцелеть и в советское время, когда его превратили в колхозный склад. Рассказывают, что коммунисты вынесли на арбах из мечети и утопили в реке сотни уникальных книг.
Кумух продолжил миссионерские военные походы, сплотил соседние земли и стал столицей самого большого государственного образования на территории Дагестана – Кази-Кумухского шамхальства, простирающегося от чеченских земель до Андийского Койсу.
Согласно сведениям исторической хроники «Тарих Дагестан», в начале ХIV в. среди земель, плативших поземельный налог кумухскому шамхалу, помимо лакских, был также ряд аварских, даргинских, лезгинских и кумыкских земель.
С конца ХV в. шамхал Гази-Кумуха носит почетный титул «вали Дагестана», который имеет авторитет и прерогативу улаживать конфликты между различными обществами в нагорной части Дагестана. В течение XVI-XVII веков отмечено продолжение территориального роста государства Гази-Кумухских шамхалов.
Гази-Кумух был не только религиозным, но и крупным духовным центром, где уже сложились устойчивые традиции фикха, хадисоведение суфийской и исторической литературы.
В Кумухе действовала большое медресе университетского типа выпускники которого получив разносторонние знания и отличную подготовку имели огромный авторитет и были востребованы не только в странах Востока, но и в Европе.
Список использованной литературы и интернет ресурсов в первой и второй частях статьи:
- Гаджиева А.М. "Лакские шейхи, валии и алимы". (Хlажиева Аь.М. Лакрал щайхтал, валитал, аьлимтал). – 2-е изд. –Махачкала, 2013.–279 с.
- Мусаев С.А. "Шейх Джамалуддин Гази-Кумухский. Гуманист-миротворец". Махачкала. ГУП «Типография ДНЦ РАН», 2008.–424 с.+ 22 илл.
- Муати Фатима Фадль Авад. "Жизнь и творчество Ахмада ал-Йамани: к вопросу о культурно-исторических связях Ближнего Востока и Дагестана в X-XV вв.".
- Лакцы. Большая российская энциклопедия.
- Кази-Кумух – столица лакцев.
- Кладбище шамхалов в Кумухе.
- Шамхальское кладбище (кладбище Симирдалов).
- Старинная Джума-мечеть в селении Кумух.
- Дагестанские хроники. Дербенд-наме.
- Государство лакцев.
- Могила Гази – Мандалы в с.Кумух Лакского района.
- История шамхальского кладбища.