Сунгуров Нурислам

Нурислам Сунгуров житель села Гуйми Лакского района, труженик Великой Отечественной Войны

Сунгуров Нурислам
Сунгуров Нурислам

Я из селения Гуйми зовут меня Нурислам Сунгуров. Отца моего звали Магомед, а маму Маржанат. В 1939 году меня отправили учиться в даргинское село. Моего учителя звали Гарун-кади. Учитель со мной разговаривал на одном языке, а с другими ребятами на другом, который мне был непонятен.

Я спросил у него, что это за язык, он ответил, что он даргинец и говорит на даргинском языке. Учи каждый день по одному слову и будет все понятно и мне будет проще объяснять – сказал тогда Гарун-кади. Мы с семьей работали в одном из селений Сергокалинского района.

С началом войны начался, и массовый возврат людей обратно в свои села. Вернулись не все, кто, куда разъехался лишь бы не вернуться.

У нас большой лес мало у кого есть такой лес как у нас. Лес пилили и пускали на окопы. Моя сестра тоже копала окопы, где именно не знаю. Мой отец тоже копал окопы. У меня как ребенка не было радостного детства, если говорить по правде.

1953 году пошел в армию, меня не хотели пускать. Служил в Белоруссии в городе Брест. Получил награду от маршала СССР Тимашенко и отпуск на ВДНХ на выставку. Далее еще служил в разных городах и в 1956 году вернулся домой. Очень хороший был у меня подполковник Канапатский Михаил Федорович, он меня и отправил домой. Но я сразу не поехал домой. Поехал в Буйнакск обучаться сельскому хозяйству. Проучился в Буйнакске год. Работал комбайнёром, трактористом, работал на карьере слесарем и бригадиром. Разные профессии освоил. После как специалиста направили в Новострой.

На счет религии хотел бы сказать, что нет ничего лучше этого. Все написано в религии. Нам лакцам надо возобновлять былое. В религии есть спасенье.

Послевоенное время было тяжелым, нечего было есть. Все направлено было на фронт. Ночью свет не включали или включали, но закрывали окна, чтобы не было видно с воздуха, могли сбросить бобы. Люди на улицы не выходили, боясь. Животных забирали на войну. У нашей семьи только забрали двух лошадей. Всего из села вывезли 4 лошади.

Расскажу вам одну историю.

Две девушки лачки поехали в Турцию, и зашли в один магазин. Одна из девушек сказала другой, на лакском, что этот магазин нам не по карману. Тот, кто стоял за прилавком сразу же, как услышал, позвал одного взрослого старца. Вы лакцы спросил он, мы ответили положительно. Тогда идемте за мной – сказал он.

Стал плакать тот старец. Он сказал, когда я умру, омойте меня из кувшина, который изготовлен лакцем. Я не доеду до Лакии из Турции, старый я и это мой правнук кто тут торгует и этот магазин тоже мой. Так сказал тот старец. После чего наполнил наши сумки провизией и денег даже не взял.

Потом поехали мы в Кумух и после того как приехали обратно в Турцию с кувшином, но этого старца уже не было в живых. Мы полили его могилу из этого кувшина.

Молодому поколению хочу сказать, чтобы берегли свой родной язык!

Военное время хоть и тяжело было, но люди помогали друг другу, были строченными.

Объединились против врага и отстояли свою Родину, если посмотреть на историю то кто только не нападал на нас, нам помогало то, что мы вместе объединившись, вставали на защиту. Никому не удалось нас сломить, потому то мы били единым целым. Эта сплочённость, она идет от религии Ислам.

Я до этого тоже говорил и еще раз скажу, что нет ничего лучшего, чем религия Ислам. Никуда не сойду с этого пути, буду держаться за религию Ислам всеми силами. Все описано в религии Ислам до мелочей. Что стоит только один из столпов религии Ислам как Закат. Какую пользу он приносит нуждающимся людям, просто неоценимо.

По сей день что могу, делаю для людей. Аллагь дам мне здоровье и все что могу я делаю, помогаю, как могу. Стараюсь делать насихат. Старайтесь быть полезными и вы.