Гъази-Гъумукское ханство конца XVII начала XIX веков 2 часть
Часть 2. История возникновения Гъази-Гъумукского ханства.
Казикумухское ханство (конец XVII — нач. XIX в.)
Часть 2
Источник: Б. Г. Алиев, М.-С. К. Умаханов «Историческая география Дагестана XVII-нач. IXI в.», с. 225-230.
Исследователей привлекал вопрос об общественно-политических отношениях в Казикумухском ханстве в исследуемый нами период.
По этому поводу довольно лаконично сказано было еще в 50-х годах нашего столетия Р. М. Магомедовым:
«Что же касается самого ханства, то его тоже нельзя назвать строго централизованным хотя бы потому, что все покоренные земли, включенные в ханство, продолжали оставаться при их устройстве, хан довольствовался получением дани, а в самом Кумухе наблюдалось смешение феодальных политических органов с общинными и тухумными». Р. М. Магомедовым приведены убедительные данные, подтверждающие его правоту.
Значительно углубляют наши сведения о Казикумухском ханстве данные И.-Г. Гербера от 1728 г. По его сведениям это владение («уезд») было расположено «между горами подле карахайдаков и Табасарана, а от зюйду и от весту высокими горами обняты, которые через весь год снегами покрыты».
Гербер отмечал, что, хотя Казикумухский «уезд» «между горами лежит, однако ж в оном ровные места и для того пашни имеются» и только от «стужи хлеб в августе месяце и позже поспевает».
Он указал и основные занятия казикумухских лакцев — земледелие и животноводство, — отмечая, что уезд имеет «хорошие пашни, также скотину и баранов». Подчеркнул он также, что «хаси-кумуки отважные люди, или смелые воры и грабежники, который промысел оные с Сурхаем всегда употребляли, особливо при ребелии, в которой хази-кумуки перед всеми оказались и обогатились».
Доходы гъази-гъумукских ханов
Вопрос о доходах казикумухских ханов весьма интересен. Согласно сведениям Р. М. Магомедова, целый ряд лакских селений отбывал подати и повинности непосредственно казикумухским ханам. Селения Шовкра, Говкра, Сумбат, Вачи, Циана, Сухи отбывали зерновую подать.
Жители сел Кодрух и Чедрух обрабатывали ханские земли и весь урожай отдавали хану. За пользование ханскими землями жители сел Хурхи, Тухчар, Хосрек также отбывали повинность зерном. За пользование ханскими пастбищами тамач (подать) отбывали зерном жители сел Кая, Бурши, а жители села Буркихан ежегодно давали хану по 12 баранов на 12 дымов по очереди. К сожалению, невозможно перечислить формы зависимости многих лакских сел от казикумухских ханов из-за отсутствия соответствующих данных.
По сведениям И.-Г. Гербера, доходы Сурхай-хана состояли из десятой доли собранного его подвластными хлеба, а также из части добычи, захваченной во время набегов, возглавляемых им самим.
Сурхай же «с своими подданными непрестанно везде, а особливо в Грузии, воровство учинял, оттуда людей и скотину отгонял и увозил, чем богатство приобрел, которое не мало умножилось при ребелии через грабежи и разорение Шемахи, Ардевилы, всей Ширвани, Карабахи и прочих мест». Сурхай-хан располагал такими средствами, что в 1725 г. в течение 4-х месяцев содержал 6000-е войско, выплачивая каждому человеку по 25 коп. на день.
Сведения конца XVIII в. позволяют в определенной мере решить вопрос и о численности населения Казикумухского ханства. По сведениям Ф. Ф. Симоновича от 1796 г., в Казикумухской «провинции» насчитывалось до 150 деревень и лиц «мужеска пола, по народному исчислению, 30000 душ».
Более конкретны сведения П. Г. Буткова. У «Хамбутая казыкумыцкого, — по его данным, — деревень до 300, душ до 150000 человек». Хан свободно набирал до 20000 воинов-ополченцев.
Имея 120—150 тыс. подданных и собирая с них десятую часть урожая, можно полагать, что казикумухский владетель (хан) был достаточно экономически состоятелен, пользовался авторитетом среди других владетелей Дагестана. П. Г. Буйков в 1798 г. писал, что «Хамбутай казыкумыцкой, оброку берет с своих деревень и пошлины с прогоняемых чрез его владения для пастьбы скотских табунов получает до 80000 рублей ханскими деньгами».
Ханская казна быстро пополнялась сборами и с ширванцев до середины 30-х годов XVIII в., т. е. до втягивания Сурхай-хана в борьбу с Надир-шахом.
По сведениям А. П. Тормасова, в 1811 г. в Казикумухском ханстве проживали 18 тыс. семейств или в общей сложности жители обоих полов 108.000 чел.
Интересны сведения о Казикумухском ханстве А. И. Ахвердова, бывшего кизлярским комендантом и хорошо знавшего ситуацию в Дагестане. В 1804 г. он писал, что Сурхай-хан Ханбутай «тверд в своем законе и ненавидит христиан», что «владение его... довольно обширно» и 7—8 тыс. войск он всегда может собрать.
И самое главное, Ахвердов писал, что во владении казикумухского хана слова «вор нет, так что проезжающие наши армянские купцы е шелками и другими шелковыми товарами бросают связки на улицах возле того дома, где имеют ночлег», и никто не прикоснется к ним.
Далее Ахвердов отмечал, что «народ его в совершенном повиновении, за малейшую шалость наказание у него смерть, отрубить руку или же выколоть глаза. Народ ему подвластной имеет изобильное скотоводство, а особливо в овечьих стадах, и хлебопашество богатое, делают также шелк».
Гъази-гъумук торгово-экономический центр горного Дагестана
Кумухский базар
В XVIII — начале XIX в. Казикумух выдвинулся как один из крупных торгово-экономических центров горного Дагестана. Особую популярность приобрел в этот период во внутреннем Дагестане собиравшийся по четвергам казикумухский базар.
Со своими товарами на нем сходились лакцы, аварцы, даргинцы, агульцы. На этом базаре можно было приобрести фрукты из Хаджалмахи, Голотля, Гергебиля, хлеб, соль нефть из равнинных селений, лакские сукна, войлоки, бурки, сыр, оружие, изделия из серебра и меди, арчинское масло и сыры, закатальские рис и фундук.
На этом базаре пользовалось спросом и отделанное золотом и серебром холодное и огнестрельное оружие мастеров из Кумуха, Куркли, Табаклю, Хурукра, Кая, Ури, Ханар, Кубра. Безусловно, всегда можно было приобрести на кумухском базаре и балхарскую керамику, обувь мастеров из Шовкра, Курили, Куба, Говкра.
Важную роль в экономическом развитии Казикумухекого ханства играло и то, что через него проходил известный еще с древности торговый путь, позволявший проехать во внутренний Дагестан, не заходя в Дербент.
Трасса этого пути шла по долине р. Самур через Курах с выходом на Хосрех, а оттуда спускалась к Кумуху, далее шла к Чоху, а оттуда на Гидатль и далее через, села на Андийском Койсу вела в Чечню.
Отметим, кстати, что по этой дороге часть войска Надир-шаха наступала на Казикумух, шла в Андаляльское общество. Из Азербайджана и Дербента по ней везли в горы Дагестана караванами нефть и др. восточные товары.
Целая сеть других торговых путей меньшего значения связывала Лакию с другими народами Дагестана.
Укажем такие трассы, как:
- Кумух — Хуна — Уллучара — Танты — Гапшима — Акуша— Великент;
- Кумух — Хосрех — Касумкент — Дербент;
- Кумух — Чох — Салта — Гидатль — Ахвах — Цунта.
Торговые связи позволяли лакцам решать многие хозяйственно-экономические проблемы.
Внешняя политика Гъази-Гъумукского ханства
Казикумухское ханство играло важную роль во всех политических событиях, касавшихся не только Дагестана в целом, но даже международных отношений на Кавказе. Казикумухские правители проводили весьма активную внешнюю политику. Подробный ее анализ, а также всех событий, в которые это ханство было втянуто, заняло бы много места.
Поэтому остановимся на этом вопросе лишь вкратце. Внешняя политика, носившая довольно агрессивный характер по отношению к ближайшим иноэтническим сельским обществам или их союзам, дала казикумухскому владетелю Сурхаю довольно ощутимые результаты и, как уже отмечалось, целый ряд даргинских, аварских, табасаранеких, агульских и лезгинских обществ оказался вынужденным платить ему подати. Однако на дальнейшие акции в пределах Дагестана он, видимо, не решился, понимая, что это чревато весьма далеко идущими последствиями.
Начавшееся в Северном Азербайджане и Южном Дагестане антииранское движение оказалось очень кстати энергичному предводителю лакцев. Причины этого восстания, по мнению авторов «Истории Дагестана», заключались в общем направлении политики «Сефевидов, путем увеличения налогов пытавшихся предотвратить свое падение».
Подушная подать ими была увеличена втрое. Были введены новые подати: сбор на содержание шахских сыновей, сбор в шесть динаров «теш динат», вскоре утроенный и др.» Причем шахская администрация «при сборе произвольно увеличивала налоги и, как правило, взыскивала с населения в два-три раза больше, чем было установлено».
Антииранское восстание
Особая роль в этом антииракском восстании принадлежала уроженцу села Дедели Мюшкюрского уезда Хаджи-Дауду. Это был человек довольно хорошо знавший ситуацию в крае, имевший сан «хаджи» после посещения Мекки и самочинно провозгласивший себя беком. Он развернул агитацию под лозунгом необходимости очищения Кавказа и Дагестана, в частности от шиитов-еретиков. К нему примкнули уцмий Кайтага и правитель Казикумуха Сурхай. Объединенными усилиями они осадили Шемаху.
Интерес в плане взаимоотношений Сурхай-хана и Хаджи-Дауда представляет сообщение П. Г. Буткова о том, что в 1725 г. «брат Даут-бега выдерживает продолжительную осаду от Сурхая казыкумыкского в деревне Дедели Мушкурского уезда».
Это случилось, когда Порта признала первоначально приоритет в этих событиях Хаджи-Дауда. Позднее же, «чтобы задобрить Сурхая казыкумыкского, турки дают, ему достоинство трехбунчужного паши, 3 т. рублей годового жалованья и в собственное владение Кабалу. Сурхай присваивает себе и Агдаш, присягает Порте, но не перестает вредить Шемахе».
В конечном итоге турки схватили Хаджи-Дауда, отправили его в Гянджу, а «Шамахийское ханство Сурхаю» дали.
Здесь обратим внимание на то, что, по утверждению А. Бакиханова, Шемаха после пятнадцатидневной осады горцами была взята ими и начисто ограблена и что при этом было ограблено до 300 русских купцов. Этот факт подтвержден и в «Истории Дагестана». У П. Г. Буткова оказано о 1712 г., что «казикумухекий владелец Сурхай и Дауд-бег разоряют Шамаху, убивают и грабят русских купцов».
По мнению В. Г. Гаджиева, в 1712 г. горцы Шемаху не брали, а брали только в 1721 г.6, хотя в своем другом труде он также ранее утверждал, что «в 1712 г. объединенные отряды горцев, возглавляемые Хаджи-Даудом и Сурхай-ханом Кази-Кумухоким, овладели торгово-ремесленным и административным центром Северного Азербайджана — Шемахой».
При решении этого вопроса нужно учесть и данные, гласящие, что после неудачи совместной с уцмием кайтагским и Хаджи-Дауд-беком осады Шемахи, «хахлавчи Сурхай, оставшись главным вождем предприятия в 1712 году, вновь пошел на Шемаху», взял ее при помощи шемахинских суннитов, по просьбе которых он даже принял титул хана.
Здесь же важно подчеркнуть, что, начиная с участия Сурхая в этом походе, он оказался втянутым во все события региона, в конечном итоге приведшие его в острое столкновение с иранским правителем Надир-шахом.
Источник: Б. Г. Алиев, М.-С. К. Умаханов «Историческая география Дагестана XVII-нач. IXI в.», с. 225-230.