О положении мутаалимов и кто такие мутаалимы

О положении мутаалимов у нас и об их обучении наукам. Абдурахман сын Джамалуддина Казикумухского

О положении мутаалимов и кто такие мутаалимы
Кто такой мутаалим

Кто такой мутаалим?

Мутааллим арабское слово оно означает лицо, которое изучает все науку ли, или что другое. Как термин, оно употребляется для обозначения «ищущего знаний», и только. Например, если в каком-нибудь селении есть большой ученый или знающий кадий, вокруг них собираются несколько человек учащихся для получения знаний, полезных в вере, земной и загробной жизни.

В наших книгах сказано: «Поиск знаний лучше дополнительной молитвы, даже джихада».

Мутааллимы живут в мечети того селения, куда они пришли учиться. Питаются они за счет закята, которым распоряжается кадии. Кадий (имеет право) исключить из мутааллимов кого захочет или оставить (кого по своему усмотрению).

Поиск знаний

Как мутааллим выходит из (своего) селения в поисках знаний?

Когда мутааллим выходит (из своего селения), он берет хурджуны с книгами и одеждой, другими необходимыми вещами, несет их вместе с шубой на своем плече и отправляется пешком (мутаалимствовать).

Я часто отправлялся пешком в путь, так как мой отец не разрешил мне во время учебы ездить верхом, чтобы урезонить тем самым порыв (моей) души, (считая), что это испытание для получения знаний.

Когда мутааллим приходит в избранное селение, он останавливается в мечети или у своего кунака, затем идет к кадию и просит включить его в группу мутааллимов. Если кадий согласен, то определяет его к себе, и он остается здесь, получая знания и питание, если же кадий ему скажет: нет у меня для тебя пропитания для зачисления, то мутааллим отправляется к другому ученому, кто примет его и устроит при себе мутааллимом.

Вот так устанавливается (состав) мутааллимов, которые устанавливают между собой общий порядок, (распределяют постоянные) места в мечети для ночлега, отдыха, чтения.

Быт мутаалима

Также они устанавливают обязанности каждого в приготовлении пищи в зависимости от степени учености и возраста. Например, вечером или утром они заняты приготовлением пищи следующим образом: одного из мутааллим посылают в селение попросить дров у жителей, другого за огнем и разведением его, на третьем лежит обязанность чистить котел, ложки и другую посуду, доставлять воду из реки или родника, четвертый замешивает тесто, раскатывает хинкалины, готовит хинкал в котле, (затем) приглашает всех мутааллимов к трапезе. Самого старшего по знаниям и возрасту мутааллима освобождали от всех работ ему оставалось только приходить к столу вместе с кадием.

Когда пища была приготовлена, «повар» бил в тарелку или ложкой ударял по деревянной мечетской лестнице, чтобы дать знать тем, кто отсутствовал в мечети во время еды. Когда все были в сборе, посреди ставили большое деревянное блюдо, наполненное хинкалом, и они садились вокруг него, приступали к еде, запивая хинкал бульоном. Затем (после еды) расходились в мечети, садились вокруг светильника, открывали книги и углублялись в глубокое созерцание. Одни переписывали (тексты), одни учились, другие учили. Иногда между ними начинался диспут, разгорались бурные прения. Когда же приходило время сна, то тогда мечеть переполняилась их голосами. Каждый брал одеяло, а одеяла распределялись между ними, особенно в зимнее время. Каждый готовил себе постель внутри мечети. А для кадия и старшего мутааллима постель стелили самые младшие из уважения к ним, со стороны мутааллимов.

На заре (приходит) в мечеть сельский муэдзин, зажигает светильник, затем совершает омовение в мечети или же до прихода в мечеть у себя дома, затем призывает людей к азану, и собираются в мечети для совершения намаза те, кто быстро расстается с ленью, а кто хочет совершает намаз дома.

Мутааллимы тоже встают, совершают омовение и до прибытия жителей для молитвы они успевают расстелить на полу ковры. Когда уже наступает время намаза, муэдзин встает с места, приступает (к молитве). Тогда кадий предстает в михрабе (мечети) имамом перед обществом, (остальные) выстраиваются в ряды. Когда совершают намаз, кадий читает молитвы, последовавшие от пророка Мухаммада, [саллаллагьу алейгьи ва саллям]. Затем каждый из джамаата взывает к Аллаhу о том, чего он желает. Затем становятся в круг для стократного зикра. После этого расходятся, кто куда хочет.

Отдых

В пятницу мутааллимы не занимаются, отдыхают, а в ночь на пятницу младшие мутааллимы ходят по селению с хурджунами, обходят дома сельчан, прося у них то, что они пожелают дать. Каждый дарит то, что у него есть хлеб, мясо, сыр, муку. Когда обход заканчивается, (мутааллимы) возвращаются в мечеть, выкладывают содержимое хурджунов и кушают. Эта ночь у них считается праздничной, так как они получают двойную порцию пищи. Мутааллим, испрашивающий, стоя у дверей, говорит по-аварски все, чего он  пожелает: «Эта ночь – великая ночь (предопределения). Дайте то, что есть у вас, и вам вознаграждение за то, что вы даете»

Книга: «‎Абдурахман из Газикумуха. «Книга воспоминаний»‎, Дагестанский научный центр РАН. Институт истории, археологии и этнографии, Махачкала 1997г, стр. 92