Военные походы

Гъази-Гъумук, военные походы времени Ахмада аль-Йамани

Военные походы
Гъази-Гъумук

Гъази-Гъумук воители за веру

Муати Фатима Фадль Авад. Отрывок из диссертационой работы, стр. 165.

Во второй части двенадцатой главы говорится о военных походах того времени. Ахмад ал-Йамани не случайно обращает и акцентирует свое внимание на вопросе о военных походах. Дело в том, что, начиная с XIII в. Кумух превращается в один из главных центров распространения ислама в Дагестане в целом.

Именно в ХIII-XIV вв. жители Кумуха проявляли себя в военных походах, а сам Кумух стал называться Гази-Гумуком.Таким образом, ислам в ХIV в. стал уже не только господствующей религией в этом феодальном владении горного и предгорного Дагестана, но также приобрел значение знамени в борьбе кумухского шамхала с «неверными» соседних областей и округов.

Эпиграфические памятники на арабском языке свидетельствуют, что активность борцов за веруиз Кумуха после походов Тимура увеличилась.К примеру, проф. А.Р. Шихсаидовприводит эпитафию на могиле павшего в бою при Кумухе: «Он прекрасный юноша, благородный, самый щедрый и добрый, славнейший, получивший прощение грехов, счастливый, мученик, убитый в сражении с неверными в Черкесии, Мухаммад б. Амал-Мухаммад в месяце мухарраме девятьсот шестидесятого года». Месяц мухаррам 960 г.хиджры соответствует 18.12.1552 – 16.01.1553 г.

Здесь интересен тот факт, что активность кумухских газиев (воителей за веру) распространилась далеко за пределы Дагестана.

Также на месте захоронений обнаружена надпись такого же характера на могиле Будай-шамхала сына Амал-Мухаммада: «... счастливый, ставший мучеником в сражении с неверными в 974 г.», что соответствует 1566-67 г.

Л.И. Лавров дает описание двум надписям в лакском селении Хосрех. Одна из них гласит: «Обладатель этого камня павший мученик в сражении с неверными ʻУмар б. ‘Али. Дата: девятьсот восьмидесятый год от хиджры пророка из Мекки». Дата соответствует 1572-73 г.

Во второй эпитафии говорится: «Обладатель этой могилы Ша‘бан б. Мухаммад, павший мучеником в бою с неверными в девятьсот восьмидесятом году». 980 г. хиджры соответствует 1572-1573 г.

Влияние кумухских газиев распространялось и на самую западную территорию Дагестана – союзы сельских общин, расположенных ныне в Цумадинском районе Дагестана. Миссионеры из Гази-Кумуха (современный Кумух) способствовали принятию ислама жителями с. Хуштада на рубеже XVI-XVII вв., а первым человеком, принявший ислам считается мужчина из рода «Инссихай», изгнанный из Хуштада за убийство и поселившийся в с. Кумух.

Затем, вернувшись на родные земли, он с помощью военных отрядов из Кумуха и аварского союза сельских общин Гидатль привел в ислам жителей Хуштада. Первым мусульманским правителем селения был избран хан Йусуф.В первую очередь, он обратил в ислам багулал, а затем соседние населенные пункты андийских народов чамалал и тиндинцев.

В целом, начиная с XIV в., роль кумухских газиев и миссионеров в исламизации Дагестана, в том числе и аварских союзов сельских общин, была более существенной, чем Аварского ханства. Это косвенно, а иногда и прямо подтверждается письменными источниками. При этом, главным центром миссионерства и газийских походов был Кумух.

Этим и объясняется потребность кумухских миссионеров ислама в получении знаний о газийских походах. При этом, необходимо отметить, что в главе о военных походах Ахмад ал-Йамани также упоминает, что они несли миссионерскую деятельность проповедников ислама.

Этот фрагмент текста Ахмада ал-Йамани также является дополнительным подтверждениемнашего тезиса о том, что помимо военных походов газиев-исламизаторов из Кумуха, широкое распространение получило также географическое расширение ислама через мирную, миссионерскую деятельность. 

Муати Фатима Фадль Авад. Отрывок из диссертационой работы, стр. 165.